Теоретическая физкультура. Физкультура теория Соотношения общих основ теории физической культуры

Темы рефератов по теории физической культуры.

Если вам необходимо сдавать физкультуру, то необходимо написать реферат по одной из ниже указанных тем и сдать Алексею Николаевичу. Двум учащимся из одного класса нельзя брать одну и ту же тему, поэтому просьба информировать меня о выбранной вами теме.
При написании реферата по дисциплине физическая культура необходимо учитывать следующие параметры написания реферата:
титульный лист, где указать наименование учебного заведения, тему реферата, кто выполнил ФИО, класс, год выполнения. На втором листе обязательно содержание темы рефератов. Тему реферата раскрыть на 8-12 листах. На последней странице указать список используемой литературы. Шрифт 14, Times New Roman. Междустрочный интерва полуторный.

1. Физическая культура и спорт как социальные явления общества. Современное состояние физической культуры и спорта.
2. Организм человека, как единая биологическая система. Воздействие средств физической культуры и спорта, природных, социальных и экологических факторов на организм.
3. Понятие о питании. Требования к организации правильного питания, принципы и содержание.
4. Понятия о гигиене. Значение гигиенических требований и норм для организма.
5. Закаливание организма. Средства, принципы и методы закаливания.
6. Причины, следствие и профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, плоскостопие, мышечная атрофия). Понятие гиподинамии, гипердинамии.
7. Вредные привычки. Пагубность их воздействия на организм. Меры профилактики, способы борьбы.
8. Массаж, виды массажа. Влияние массажа на функциональное состояние организма.
9. Меры безопасности на занятиях физической культуры и спортом. Гигиенические требования и нормы.
10. Здоровье человека и факторы, его определяющие. Требования к организации Здорового Образа Жизни.
11. Особенности, содержание и структура спортивной подготовки.
12. Физические качества. Методы воспитания физических качеств на занятиях физической культурой и спортом.
13. Возможности и условия коррекции физического развития, телосложения, функциональных возможностей организма средствами физической культуры и спорта.
14. Самоконтроль на занятиях физической культурой и спортом. Способы и методы самоконтроля за функциональным состоянием организма.
15. Врачебный и педагогический контроль на занятиях физической культурой и спортом. Их цели, задачи, содержание.
16. Понятие об утомлении и переутомлении. Средства восстановления.
17. Изменение показателей функционального состояния организма под воздействием регулярных занятий физической культурой и спортом.
18. Олимпийские игры Древней Греции.
19. Становление и развитие современных Олимпийских игр.
20. Символы и атрибутика Олимпийских игр.
21. Развитие Олимпийского движения в России.
22. Возникновение и развитие борьбы как в вида спорта.
23. История становления и развития легкой атлетики как вида спорта.
24. Возникновение и развитие гимнастики.
25. Спортивные игры. История возникновения и развития.
26. История возникновения и развития зимних видов спорта (лыжи, коньки и т.п.)
27. Восточные единоборства, их история и развитие как вида спорта.
28. Плавание как вид спорта, история и развитие.
29. Русские национальные виды спорта и игры.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта Уральский государственный университет путей сообщения Кафедра «Физическое воспитание»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТА

Учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей очного и заочного отделения

по дисциплине «Физическая культура»

Екатеринбург Издательство УрГУПС 2012

ББК Ч 51 Ф50

Ф50 Физическая культура студента : учеб.-метод. пособие для студентов всех специальностей / [С. Л. Усольцева и др.] – Екатеринбург: Изд-во УрГУПС, 2012. – 235, с.

В учебно-методическом пособии рассмотрены основные понятия, средства, формы и методы физической культуры. Материал изложен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

Пособие предназначено для подготовки студентов к теоретическому экзамену по физической культуре и спорту.

Печатается по решению редакционно-издательского совета УрГУПС

С. Л. Усольцева , канд. пед. наук, доцент; А. В. Евсеев , канд. пед. наук, профессор; Б. В. Ашастин , канд. биол. наук, доцент; Т. Ю. Степина , доцент; Н. А. Линькова , канд. пед. наук, доцент; М. А. Кореганова , преподаватель; С. Д. Мишнева , ст. преподаватель; Саломатова Е. В. , ст. преподаватель; Е. В. Самарина , ст. преподаватель; Е. В. Сергеев , ст. преподаватель; Н. В. Потапова , ст. преподаватель; Я. В. Чуб , ст. преподаватель

Рецензенты: А. С. Розенфельд , доктор биол. наук, профессор, РГППУ В. А. Наседкин , канд. пед. наук, профессор, УГГУ

© Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС), 2012

Введение...................................................................................................

Глава 1. Физическая культура в жизни студента.....................................

1.1. Основные понятия теории и методики физической культуры.. 7

1.2. История развития физической культуры...................................

1.3. Физическая культура студентов.................................................

1.4. Ценности физической культуры и спорта.................................

Глава 2. Основы здорового образа жизни студента. Физическая

культура в обеспечении здоровья...........................................................

2.1. Социальные аспекты здоровья и здорового образа жизни........

2.2. Факторы, влияющие на здоровье...............................................

2.3. Условия и образ жизни...............................................................

2.4. Организация, содержание и методика оздоровительной

физической культуры........................................................................

Глава 3. Основы методики самостоятельных занятий физическими

упражнениями. Самоконтроль при занятиях физической культурой

и спортом.................................................................................................

3.1. Мотивация студента к здоровому образу жизни.......................

3.2. Краткая характеристика самостоятельных занятий..................

3.3. Организация самостоятельных занятий.....................................

3.4. Управление самостоятельными занятиями...............................

3.5. Интенсивность физической нагрузки........................................

3.6. Гигиена самостоятельных занятий.............................................

3.7. Причины травматизма и их профилактика................................

3.8. Самоконтроль, его основные методы, показатели, критерии

оценки, дневник самоконтроля........................................................

Глава 4. Социально-биологические основы физической культуры.....

4.1. Основные понятия......................................................................

4.2. Организм человека как биологическая система........................

4.3. Костная система........................................................................

4.4. Мышечная система...................................................................

4.5. Кровеносная система................................................................

4.6. Нервная система.......................................................................

4.7. Эндокринная система...............................................................

4.8. Функции дыхания.....................................................................

Глава 5. Психофизиологические основы учебного труда

и интеллектуальной деятельности. Средства физической

культуры в регулировании работоспособности...................................

5.1. Основные понятия....................................................................

5.2. Объективные и субъективные факторы обучения

и реакция на них организма студентов...........................................

5.3. Изменение состояния организма студента под влиянием

различных режимов и условий обучения.......................................

5.4. Работоспособность в умственном труде и влияние

на нее внешних и внутренних факторов.........................................

5.5. Здоровье и работоспособность студентов................................

5.6. Заболеваемость и ее профилактика в период учебы в вузе.....

5.7. Средства физической культуры в регулировании

умственной работоспособности, психоэмоционального

и функционального состояния студентов......................................

Глава 6. Общая физическая подготовка в системе физического

воспитания............................................................................................

6.1. Воспитание физических способностей....................................

6.2. Значение мышечной релаксации.............................................

6.3. Формирование психических качеств, черт

и свойств личности в процессе физического воспитания.............

6.4. Формы занятий физическими упражнениями........................

6.5. Структура учебно-тренировочного занятия............................

6.6. Примерная программа ОФП....................................................

Глава 7. Рациональное (сбалансированное, комплексное) питание...

7.1. Понятие о рациональном питании...........................................

7.2. Калорийность............................................................................

Глава 8. Профессионально-прикладная физическая подготовка

(ППФП) студентов...............................................................................

8.1. Общая характеристика ППФП.................................................

8.2. Назначение и задачи ППФП....................................................

8.3. Методика подбора средств и форм ППФП..............................

8.4. Применение ППФП для конкретного вида деятельности......

8.5. Особенности организации и проведения занятий

по ППФП.........................................................................................

Глава 9. Проблема сосудистых заболеваний головного мозга

у студентов и особенности индивидуальных занятий,

направленных на профилактику данных заболеваний........................

9.1. Сосудистые заболевания головного мозга у студентов

высших учебных заведений.............................................................

9.2. Особенности профилактики сосудистых заболеваний

головного мозга...............................................................................

9.3. Оздоровительные физические упражнения

при профилактике сосудистых заболеваний головного мозга......

Глава 10. Теоретические основы Олимпийского движения...............

10.1. Олимпийский спорт как один из видов

современного спорта.......................................................................

10.2. Олимпийские термины...........................................................

Глава 11. Краткая характеристика некоторых видов спорта...............

11.1. Баскетбол.................................................................................

11.2. Волейбол..................................................................................

11.3. Легкая атлетика.......................................................................

11.4. Футбол.....................................................................................

11.5. Дзюдо.......................................................................................

Заключение...........................................................................................

Библиографический список................................................................

Введение

Учебно-методическое пособие написано в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и программой курса «Физическая культура» для студентов высших учебных заведений. При подготовке данного пособия использованы разные источники, прежде всего учебники по данной дисциплине, а также научные труды ведущих отечественных теоретиков, научных работников

и опытных преподавателей: А. Д. Новикова, Л. П. Матвеева, Ю. Курамшина, В. М. Зациорского, М. М. Богена, В. И. Ляха и др.

Высшее профессиональное образование и его гуманитарная составляющая – физическая культура – направлены на приоритетное совершенствование личных способностей, развитие самовоспитательной и самообразовательной функции студента. В основе развития физической культуры человека лежит его активная творческая деятельность.

Педагогический процесс физического воспитания предусматривает теоретическую, методико-практическую и практическую направленность воздействий на личность студента.

Цель пособия – дать студентам теоретические основы физического воспитания и спорта, а также научить практически реализовать его основные положения в процессе обучения и в быту.

и спорту на сегодняшний день необходимо каждому образованному человеку.

Глава 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ЖИЗНИ СТУДЕНТА

1.1. Основные понятия теории и методики физической культуры.

1.2. История развития физической культуры.

1.3. Физическая культура студентов.

1.4. Ценности физической культуры и спорта.

1.1. Основные понятия теории и методики физической культуры

Изучение любой учебной дисциплины, как правило, начинается с освоения ее понятийного аппарата.

Понятие – это основная форм человеческого мышления, устанавливающая однозначное толкование того или иного термина, выражая при этом наиболее существенные стороны, свойства или признаки определяемого объекта (явления).

В теории и методике физического воспитания используются такие понятия, как «физическая культура», «неспециальное физкультурное образование», «физическое воспитание», «физическое развитие», «физическая подготовленность», «физическое состояние», «физические качества», «физическая рекреация», «физическая реабилитация», «двигательная активность» и др.

Понятия выступают в качестве категорий, в которых закрепляются достижения в различных областях науки и практики, их понимание, свободное владение и реализация в практической деятельности – основа успеха в работе специалиста в области физической культуры.

Относительно понятия «физическая культура» существует несколько десятков определений: «Социальная деятельность и ее результаты по созданию физической готовности людей к жизни»; «Сознательное целенаправленное формирование и поддержание физических, телесно-двигательных качеств, необходимых для здоровой полнокровной жизнедеятельности человека»; «Творческая деятельность по освоению и созданию ценностей в сфере физического совершенствования народа, а также ее социально значимые результаты» и др. Тем не менее, мы остановимся на следующих понятиях, связанных с физической культурой.

Физическая культура – вид культуры, который представляет собой процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования людей для выполнения ими своих социальных обязанностей. Это сложное и многофункциональное явление, которое имеет свою структуру, отражающую ее формы и содержание, а также собственное специфическое функционирование.

Структура – это состав и строение системы (объекта, предмета). Другими словами – количество компонентов (элементов, частей) и характер связи между ними.

Неспециальное (непрофессиональное) физкультурное образование (НФО) – процесс формирования у человека не данных природой двигательных умений и навыков, уровня развития физических качеств, а также передачи специальных физкультурных знаний. Образование – это один из важнейших видов сверхприродных потребностей личности и общества. В отличие от специального образования, НФО может осуществляться и самостоятельно, зачастую индивидуально. Оно является органической частью образования в целом, конкретным видом физической культуры личности, адекватным уровню общей культуры данной личности. НФО формирует сложный, органически взаимосвязанный комплекс информации, основанный на историческом житейском опыте и научных данных. На этапе среднего и высшего образования НФО является наиболее организованным и регламентированным видом физической культуры.

Задачи НФО: 1) обучение двигательному действию; 2) формирование специальных знаний.

Физическое воспитание есть «вид физической культуры, процесс формирования потребности в занятиях физическими упражнениями для всестороннего развития личности, положительного отношения к физической культуре, выработке ценностных ориентаций, убеждений, вкусов, привычек, наклонностей. В физическом воспитании различают два направления: обучение двигательным действиям и воспитание физических качеств.

Обучение в физическом воспитании выступает как педагогический процесс, подчиняющийся основным принципам педагогики, основанный на данных медико-биологических, психологических и других наук.

Воспитание физических качеств можно сформулировать как процесс управления развитием физических качеств, целенаправленное воздействие на комплекс естественных свойств организма, относящихся к физическим качествам человека; стимулирование и регулирование их развития посредством нормированных функциональных

нагрузок, связанных с двигательной деятельностью (физическими упражнениями), а также путем оптимизации индивидуального режима жизни и рационального использования природных условий внешней среды.

Физическая рекреация – вид физической культуры: использование упражнений, а также видов спорта в упрощенных формах для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, развлечения, переключения с одного вида деятельности на другой, отвлечения от обычных видов трудовой, бытовой, спортивной, военной деятельности. Именно этот вид физической культуры приобретает массовые формы, что особенно важно в настоящее время, в неблагоприятных экономических условиях жизни людей. Характер производства оказывает одностороннее и вместе с тем весьма сложное и очень противоречивое влияние на человека. Неблагоприятное влияние труда на человека может проявляться в связи с воздействием производственной среды (загазованность, шумы, вибрация и т. п.), характером самого труда (тяжелый физический, монотонный), особенностью рабочей позы, воздействием метеорологических, географических условий и другими факторами. Все это неблагоприятно сказывается на психике и самочувствии людей, вызывает необходимость смены вида деятельности, активного отдыха, релаксации.

Спорт – часть физической культуры, многогранное общественное явление, способствующее подготовке человека к трудовой и другим видам деятельности, удовлетворению духовных запросов общества, одно из важных средств этического и эстетического воспитания.

Спорт – это собственно соревновательная деятельность, специфической формой которой является система соревнований, исторически сложившаяся в области физической культуры как специальная сфера выявления и унифицированного сравнения человеческих возможностей. Спортивная деятельность направлена на раскрытие резервных возможностей и выявление предельных для данного времени уровней функционирования организма человека в процессе двигательной деятельности. Состязательность, специализация, направленность на наивысшие достижения, зрелищность являются специфическими признаками спорта как вида физической культуры.

Двигательная реабилитация – вид физической культуры, целенаправленный процесс использования физических упражнений для восстановления или компенсации частично или временно утраченных двигательных способностей, лечения травм и их последствий. Этот процесс всегда осуществляется комплексно (плюс массаж, водные, физиотерапевтические процедуры и т. п.).

Физическая подготовка – вид неспециального физкультурного образования: процесс формирования двигательных навыков и развития физических способностей (качеств), необходимых в конкретной профессиональной и спортивной деятельности. Различают общую

и специальную физическую подготовку. Общая физическая подготовка (ОФП) направлена на повышение уровня физического развития, широкой двигательной подготовленности как предпосылок успеха в различных видах деятельности. Специальная физическая подготовка (СФП) – специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности (вид спорта и т. д.), предъявляющей специализированные требования к двигательным способностям человека.

Физическая подготовленность – результат физической подготовки, который обеспечивает развитие физических качеств, формирование двигательных умений и навыков, повышение уровня работоспособности и направлен на физическое совершенствование человека.

Физические способности – совокупность двигательных, естественных и достигнутых возможностей, при помощи которых можно осуществлять различные по структуре и дозировке нагрузки, т. е. различные по объему и интенсивности нагрузки.

Под физическими качествами понимают врожденные, наиболее ярко проявляющиеся морфофункциональные качества человека, преимущественно выражающиеся в его двигательной деятельности.

Физическое развитие – процесс изменения форм и функций организма либо под воздействием естественных условий (питание, труд, быт), либо при целенаправленном использовании специальных физических упражнений. Это также и результат воздействия указанных средств и процессов, который можно измерить в данный конкретный момент (размеры тела и его частей, показатели различных двигательных качеств и способностей, функциональные возможности систем организма). Физическое развитие может быть как управляемым, так

и стихийным. Оно может выступать и как процесс и как состояние. Задачи физического развития: 1) совершенствование телосложе-

ния (физические качества или способности, двигательные качества или способности); 2) совершенствование физических качеств (относится к работе двигательных качеств); 3) укрепление здоровья.

Физическое совершенство объединяет гармоничное физическое развитие и всестороннюю двигательную подготовленность. Это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни. Важнейшими конкретными показателями физически совершенного человека современности являются.

Теория – это система основных идей в какой-либо отрасли знания, дающая целостное представление о закономерностях взаимосвязей между предметами, явлениями, процессами реального мира.

Теория физической культуры (ТФК) как научная дисциплина представляет собой обобщенную систему научных знаний о сущности физической культуры и закономерностях её использования для физического совершенствования человека.

Развиваясь под влиянием труда, а также в процессе своей игровой, познавательной, коммуникативной деятельности, человек воздействовал на природу, на окружающую среду посредством своих физических сил и двигательных действий. Его физические способности вначале совершен­ствовались «попутно», в ходе естественного биологического развития и труда. Постепенно человек стал осознавать, что существует зависимость между подготовкой к труду и его результатами. Возникают первобытные, стихийные основы обучения и воспитания как необходимые условия под­готовки к жизни, к труду, к многогранной деятельности. Из этого слож­ного процесса первобытной «педагогики» постепенно, по мере историчес­кого развития общества, выделяются и зачатки физической культуры как области специальной деятельности, в которой решаются задачи собствен­но физической подготовки людей к различным требованиям жизни.

В ходе развития человека и общественного производства возникла со­циальная (общественная) потребность определить общие цели и конкрет­ные задачи, а также и специальные средства физической подготовки лю­дей к жизни, методы (способы) использования этих средств.

На первых порах развития человеческого общества все эти вопросы решались интуитивно, стихийно, либо только на основе прямой передачи и освоения опыта предшествующих поколений. Позднее эта деятельность выделилась в самостоятельную и социально необходимую профессию и ее теорию.

Физическая культура постепенно вырастает в область широкой и слож­ной социальной деятельности, в которой формируются и осуществляются научно-практические подходы с позиций различных наук - философии, истории, педагогики, психологии, биологических наук (физиологии, ана­томии и др.), социологии. Поэтому возникает ее теория, которая опира­ется на данные исторического опыта, современной практики, а также на данные социально-экономических, медико-биологических и психолого-педагогических наук и раскрывает общие законы и закономерности физи­ческой культуры.

Таким образом, по мере усложнения и развития общественных требо­ваний к физической подготовленности людей, к деятельности в различных областях жизни появляются предпосылки к возникновению теории. Вна­чале возникают и развиваются взгляды на физическое воспитание как на педагогический процесс и необходимую часть общего образования. Во вто­рой половине XIX в. П.Ф. Лесгафт разработал теорию физического обра­зования , которая была направлена на формирование знаний, умений, навыков в области двигательной деятельности. Он разработал принципы, формы и методы использования физических упражнений для физического и интеллектуального развития человека. В годы советской власти в стране была разработана теория и методика физического воспитания.

В связи с разработкой в 1950 - 1960 гг. зарубежными и отечественны­ми учеными теории культуры, на основе ее концепций в 1970 - 1980-х гг. в стране начинает разрабатываться теория физической культуры (В.М. Выдрин, Б.В. Евстафьев, Л.П. Матвеев, Ю.М. Николаев, НА. По­номарев, Н.И. Пономарев, В.И. Столяров и др.).

Теория физической культуры относится к категории педагогических наук, так как связана с процессами образования, обучения и воспита­ния человека. Теория физической культуры изучает физическую культуру как особый, специфический вид культуры общества, сложную область соци­ально необходимой деятельности, имеющую множество взаимосвязей с другими явлениями и сторонами социальной жизни общества.

Задачи ТФК как науки заключаются в том, чтобы:

Обнаружить и раскрыть взаимосвязи и взаимо­влияния культуры общей и физической, закономерности гармонического развития человека,

Обосновать средства, обеспечивающие целенаправленное и всестороннее физическое развитие,

Найти рациональ­ные методы использования средств, целесообразные формы и принципы, обеспечивающие их эффективную реализацию.

Место теории физической культуры в системе наук. Теория физической культуры тесно связана с рядом на­учных дисциплин. Любая наука не может полноценно развиваться, ограни­чившись результатами только собственного предмета исследования. Теория физической культуры решает специальные педагогические проблемы, находящиеся на стыке нескольких научных дисциплин. Она тес­но связана с общей педагогикой, общей и возрастной психологией. Филосо­фия дает для нее методологическую основу познания, опираясь на которую ученые получают возможность объективно оценивать действие социальных законов в области общей физической культуры, проникать в сущность про­блемы, обобщать, анализировать и открывать новые закономерности ее функционирования и перспективы развития в обществе.

Связь с биологическими науками продиктована необходимостью изуче­ния реакций организма занимающихся на воздействие средств физического воспитания, что определяет развитие адаптации. Только учитывая анатоми­ческие, физиологические и биохимические закономерности, протекающие в организме человека, можно эффективно управлять процессом физическо­го воспитания.

Особенно тесные контакты теории физической культуры со всеми спортивно-педагогическими дисциплинами. Частные дис­циплины опираются на общие положения, разрабатываемые теорией физической культуры, а получаемые ими конкретные данные являются материалом для новых обобщений. В процессе своего развития из общей теории исключились частные закономерности, которые станови­лись предметом специальных наук - науки о гимнастике, легкой атлети­ке, плавании и др. Однако наиболее общие закономерности, которые дей­ствуют не только в этих видах упражнений, а касаются любых видов двигательной активности человека, не стали и не могут стать предметом какой-либо частной дисциплины. Разработка этих общих закономернос­тей и составляет основу современной теории физической культуры.

В качестве учебной дисциплины ТФК является основным профилирующим предметом профессионального образования по специальности физическая культура и спорт. Этот предмет имеет первостепенное значение в формировании основополагающих профессиональных взглядов и убеждений. Это база для освоения узкой специальности (тренер, инст­руктор, учитель, методист и т.п.). Поэтому в разработке специфических проблем теории и методики спортив­ной тренировки все спортивно-педагогические дисциплины опираются на основные положения теории физической культуры.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

  • Введение
  • Глава 1. Теория физической культуры в физкультурной деятельности
  • 1.1. Развитие знаний о физической культуре
  • 1.2. Физическая культура в теории менеджмента
  • Глава 2. Физическая культура как вид общей культуры
  • 1.1. Общие понятия теории физической культуры
  • 1.2. Физическая культура как вид культуры общества
  • 1.3. Физическая культура как часть культуры личности
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

В настоящее время, когда имеется множество зачастую противоречивых взглядов на культуру, для осмысления сущности физической культуры целесообразно использование нескольких взаимодополняющих друг друга ее интегративных концепций.

Таковыми, по нашему мнению, являются концепция культуры, основанная на раскрытии процесса культурного развития: где выделяются такие взаимосвязанные подходы к ее изучению, как социально-генетический (раскрывающий механизм освоения индивидом предшествующей культуры), творчески-атрибутивный (позволяющий понять культуру в ее совершенствовании), системно-функциональный (показывающий культуру как функцию конкретной социальной системы), аксиологический (ценностный); концепция, акцентирующая внимание на духовном производстве, связанном с различными вицами духовного освоения действительности: практически-повседневного, концептуально-теоретического и эстетико-художественного.

Системообразующими подсистемами ее являются система производства (освоения, созидания) духовных ценностей, их хранения, распространения и потребления; подход к культуре, основанный на сознательной организации и управлении поведением и жизнедеятельностью людей, где сознание, заменяя инстинкт, выполняет регулирующую, ориентирующую и созидательную творческую функции. А в основе культуры лежат принципы целесообразности (идеальное представление человеком в сознании результатов своих действий), удобства (гуманистическая направленность культуры на человека) и красоты (эстетическое отношение человека к своей деятельности).

Данные подходы к пониманию культуры позволяют объединить различные взгляды на физическую культуру, более глубоко осмыслить ее в социокультурологическом аспекте, что чрезвычайно важно для деятельности в ее сфере в системе как непрофессионального и профессионального образования, так и самодеятельных форм занятий.

На современном этапе развития страны в условиях качественного преобразования всех сторон жизни общества возрастают требования к физической подготовленности наших сограждан, необходимой для успешной их трудовой деятельности.

В новых условиях повышается социальная значимость физического воспитания в формировании всесторонне и гармонично развитой личности выпускника вуза с высокой степенью готовности к социально-профессиональной деятельности.

Физическая культура, является одной из составных частей общей культуры, она возникает и развивается одновременно и наряду с материальной и духовной культурой общества.

Физическая культура имеет 4 основные формы:

- физическое воспитание и физическую подготовку к конкретной деятельности (профессионально-прикладная физическая подготовка);

- восстановление здоровья или утраченных сил средствами физической культуры - реабилитация;

- занятия физическими упражнениями в целях отдыха, т.н. - рекреация;

- высшее достижение в области спорта.

Следует отметить, что уровень культуры человека проявляется в его умении рационально, в полной мере, использовать такое общественное благо, как свободное время. От того, как оно используется, зависит не только успех в трудовой деятельности, учебе и общем развитии, но и само здоровье человека, полнота его жизнедеятельности. Физическая культура и спорт здесь занимают важное место. Ибо физическая культура - это здоровье.

Физическая культура (воспитание) предполагает соблюдение правил общественной и личной гигиены, гигиены труда и быта, режимов труда и отдыха, т.е. это процесс окультуривания человека.

Глава 1. Теория физической культуры в физкультурной деятельности

1.1 Развитие знаний о физической культуре

Физическая культура как социальное явление функционирует на протяжении всей истории человеческого общества. На состояние и развитие физической культуры в обществе оказывают влияние производственные отношения людей, экономическая, политическая и идеологическая формы борьбы, достижения науки, философии, искусства. В то же время физическая культура оказывает имеет столь же давнюю историю, как и общество, этот термин появился лишь в конце XIX в.

Термин "физическая культура", как и более общий термин "культура", не однозначен. Первоначально латинское влияние на многие стороны жизни общества - медицину, педагогику, науку, военное дело.

Хотя физическая культура слово CULTURA означало возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. В специальной литературе "культурой" называют как определенные виды, представляющие ценность для личности и общества. Однако отсюда не следует, что данный термин лишен какой-либо определенности. Его неоднозначность отражает реальную деятельности человека (общества), так и ее средства и методы, созданные в обществе, а также ее результаты многогранность обозначаемого явления, т.е. различные смысловые оттенки этого термина.

Исходя из характерного для XIX в. понимания культуры в целом как процесса, связанного с возделыванием чего-либо или воспитанием кого-либо, в США и Англии появилось выражение "физическая культура".

В России возникновение термина и становление понятия "физическая культура" имеет свою историю. В 1899 г. английское "Physical culture" переводится на русский язык как физическое развитие, в 1908 г. немецкое "KorperKultur"- как культура тела, красота и сила. И только начиная с 1911 г. появляются работы, в которых встречается на русском языке термин "физическая культура".

На первом этапе физическая культура в России понималась как определенная система физических упражнений или как "воспитанная и развитая красота тела". Позже понятие "физическая культура" рассматривалось в более широком аспекте. Оно включало охрану здоровья, режимы питания, сна и отдыха, личную и общественную гигиену, использование естественных факторов природы (солнце, воздух и вода), физические упражнения и физический труд.

Единого общепризнанного понятия физической культуры нет и в настоящее время. В отечественной и зарубежной литературе в него вкладывается различный смысл: от совокупности материальных и духовных ценностей или достижений, используемых для физического совершенствования людей, до вида деятельности, от вида материальной культуры до нематериальной или спортивной услуги.

Формирование физической культуры как насущной потребности человека делает все более необходимым исследование ее глубинной сущности. Принцип системности дает возможность осмыслить физическую культуру с позиций развития знания о ней, в методологическом плане опереться на наиболее интегративные концепции культуры, выявить взаимосвязь основных качественных и структурных ее характеристик, найти место многим частным аспектам ее исследования в целостных теоретико-интегративных концепциях.

Развитие знания о физической культуре является основополагающим для понимания ее социальной сущности. Среди немногих работ по данной тематике наиболее плодотворны взгляды В.К. Бальсевича, выделяющего четыре уровня классификации знания в области физической культуры:

- первый включает знания о компонентах социального и биологического и их взаимодействии в процессе физкультурного воспитания человека;

- второй представлен фундаментальными и технологическими аспектами знаний, связанными с формированием теории физической культуры;

- третий - частными научными дисциплинами;

- четвертый (наиболее важный) отражает неразрывную связь физкультурного знания с человеческими знаниями вообще, физической культуры - с общей культурой. При этом первый уровень отражает систему представления о сущности физической культуры.

В современных исследованиях отмечается, что проблему формирования физической культуры человека можно плодотворно решать только на основе идеи единства и взаимообусловленности категории социального и биологического. Физическая культура в отличие от других сфер культуры соединяет эти компоненты в человеке в единое целое и является сферой их гармонизации, областью ценностно-ориентированного разрешения постоянно воспроизводимых противоречий между ними. Это подтверждается и взаимосвязью телесного и духовного в человеке, где главным является принцип их единения, целостности и гармонии. Таким образом, не "биологизация" или "соци-ологизация", не "воспитание физического" (что является преобладающим в научно-методической литературе) или даже не "воспитание через физическое" (хотя последнее ближе к истине), а видимо, гармония физического (телесного) и духовного (социального) - их неразрывное единство должно быть основной методологической позицией в подходе к процессу освоения и совершенствования человеком ценностей физической культуры. Однако гармонизация телесного и духовного, связанная с включением человека в культуру, связана прежде всего с "возвышающим" ее типом, "при котором единение, соразмерность, взаимодополнительность природно-телесного и разумно-духовного в человеке достигается "одухотворением" тела, его встраиванием в ценностно-духовный ряд...". Об этом свидетельствует и анализ генезиса развития знания о физической культуре, имеющий четко выраженную тенденцию к возрастанию духовных начал в ее сфере, в жизни человека и общества.

1.2 Физическая культура в теории менеджмента

Современный этап реформирования образования характеризуется значительными изменениями в области профессиональной подготовки специалиста. Это связано с характерными особенностями его профессиональной деятельности в существующих социально-экономических условиях: направленностью на обеспечение рациональной деятельности и стратегии экономического поведения в условиях дефицита финансирования; оптимальной адаптацией к коммуникативному взаимодействию на фоне жесткой конкуренции при рыночных отношениях; необходимостью достижения максимального конечного результата с минимальными затратами материальных ресурсов.

Таким образом, объективная реальность такова, что неизбежно превращение каждого человека в самостоятельного субъекта хозяйственной и управленческой деятельности. Чтобы справиться с этим вызовом реального бытия, в системе высшего педагогического образования наряду с другими задачами профессионального становления личности нужно решить важную проблему овладения новым знанием и научиться пользоваться им на практике. Важная часть этого знания, как показывает мировой опыт, - постижение науки и искусства менеджмента. Не вдаваясь в подробности анализа существующих дефиниций понятия "менеджмент", остановимся на позиции М.Х. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури и других, которые рассматривают менеджмент как умение добиваться поставленной цели, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

В теории менеджмента и государственной практике основой построения системы управления являются объективные факторы общественного развития. Спортивный менеджмент как один из видов отраслевого социального управления имеет дело с институированными организациями физкультурно-спортивной направленности.

В этом аспекте физическая культура и спорт - это не только "целесообразная двигательная деятельность человека", не только совокупность специальных средств и методов направленного развития физической дееспособности людей.

Физическая

культура в теории менеджмента - это прежде всего определенное множество организаций физкультурно-спортивной направленности - спортивных школ, спортивных клубов, спортивных команд по видам спорта (футболу, хоккею, баскетболу, волейболу и др.), стадионов, спортивно-оздоровительных центров, спортивных федераций и т.д. Поскольку понятие организации является в спортивном менеджменте ключевым рассмотрим его более детально.

Организация представляет собой социальную систему сознательно координируемой деятельности двух и более человек для достижения общей цели. (М.Х. Мескон и др.). Организацию иногда определяют еще более кратко: "организация - это целевая общность" (А.И.Пригожин). Давая такие определения, следует иметь ввиду, что простых организаций, имеющих одну цель, разделяемую всеми ее членами очень мало.

Менеджмент связан, как правило, со сложными организациями, которые имеют набор взаимосвязанных целей и полифункциональный спектр деятельностей. В российском гражданском законодательстве институирование организаций получило правовое закрепление в понятии юридического лица (Статья 48 ГК РФ).

Следует иметь в виду, что согласно действующему в России законодательству организациями физкультурно-спортивной направленности признаются "физкультурно-спортивные общества, федерации по видам спорта, ассоциации, фонды, клубы и иные объединения граждан, ставящие своей целью развитие физической культуры и спорта" (Ст. 8 "Основы законодательства РФ о фкс"). В Российской Федерации в настоящее время работу по физической культуре и спорту проводят более 90 тыс. организаций.

Объективной основой отраслевой специализации организаций физкультурно-спортивной направленности и, соответственно, отраслевого управленческого механизма служит специализация производства. Поэтому конкретизируя законодательно установленное положение о целевой направленности физкультурно-спортивных организаций подчеркнем, что их главной целевой функцией, предметом деятельности, является производство и предоставление населению физкультурно-спортивных услуг и товаров.

Специализация, разделение и кооперация труда предопределяет в конечном счете организационно-правовое оформление соответствующих отраслей. С этих позиций, то есть отраслевой специализации, есть основание рассматривать физическую культуру спорт как отрасль, составляющую материальную основу отраслевой специализации труда физкультурных работников и формирование спортивного менеджмента как отраслевой системы профессионального управления.

С учетом изложенного, физическая культура и спорт как объект отраслевого социального управления (менеджмента) представляет собой совокупность специализированных государственных учреждений, общественных объединений и коммерческих организаций, осуществляющих физическое совершенствование населения.

Специализированные учреждения, общественные объединения и коммерческие организации физкультурно-спортивной направленности являются классификационной единицей, первичным звеном отрасли физической культуры и спорта. К их числу относятся спортивные клубы, спортивные школы различных видов, спортивные команды, спортивные сооружения и т.д. Все они являются социально управляемыми объектами, имеют внутреннюю структуру, внешнюю форму и правовое закрепление.

То есть физическая культура и спорт институировались в специальных организациях физкультурно-спортивной направленности. Основным элементом любой организации физкультурно-спортивной направленности являются люди, условно подразделяемые на организаторов (менеджеров) и исполнителей.

Работа организаторов (руководителей - менеджеров) есть управление и контроль над исполнением; работа исполнителей (тренеров, преподавателей физического воспитания и т.п.) - педагогическое воздействие на объекты труда, в качестве которых выступают занимающиеся физическими упражнениями и спортом. Множество исполнителей с их орудиями труда методиками и технологиями проведения занятий) образуют объект отраслевого управления.

Множество организаторов (менеджеров-управленцев) вместе с информацией, оргтехникой и обслуживающим персоналом образуют субъект отраслевого управления. Главным в любой системе социального управления является объект управления. Объект управления определяет субъект, его состав, структуру, функции.

"Задача научного управления состоит в том, чтобы возможно точнее воспроизвести в субъекте объект управления, в противном случае оптимальное функционирование и развитие общественной системы невозможно, - отмечал академик В.Г. Афанасьев. Если управляющая система слишком проста и не отражает сложности объекта, она не способна эффективно управлять.

Основная специфическая особенность отрасли физической культуры и спорта состоит в том, что профессиональный труд занятых в ней работников отличается особой педагогической технологией: его основу составляет тренерско-преподавательская деятельность, которая строится с учетом пола и возраста занимающихся, состояния их здоровья и уровня физической подготовленности; с использованием единых для всех организаций физкультурно-спортивной направленности средств, форм и методов физического воспитания и спортивной тренировки.

Отрасль физической культуры и спорта отличается профессиональным составом кадров специалистов, имеющим специальную профессиональную подготовку. Их в России около 200 тыс., 58% которых имеют высшее и 25% среднее профессиональное физкультурное образование. Существует государственная система подготовки специалистов по физической культуре и спору. Отрасль физической культуры и спорта располагает своей учебно-тренировочной материальной базой (спортивные сооружения, здания).

По расчетам в течение дня всех спортивные сооружения России могут принять 5,9 млн. чел. Установлен государственный порядок их строительства и эксплуатации, организовано производство спортивного инвентаря, одежды и обуви. Сформирована система государственных и негосударственных органов управления физической культурой и спортом в стране: Комитет по физической культуре, спорту и туризму, Олимпийский комитет России и др.

По своему целевому назначению отрасль физической культуры и спорта относится к социально-культурной сфере и выступает в качестве конкретного вида специализации внутри этой сферы - является отраслевой социально-педагогической системой физкультурно-спортивной направленности.

Выполняя ряд органически связанных между собой функций, физическая культура и спорт составляют в своем единстве качественно новую, вполне самостоятельную социально-культурную отрасль, в развитии которой общество и государство всегда были заинтересованы. Это отражено в статьях 41 и 72 действующей конституции Российской Федерации.

При помощи законодательства определяется круг вопросов, по которым государство обеспечивает управление отраслью физической культуры и спорта и определяет политику в этой сфере.

Менеджмент как современная система управления физической культурой и спортом в условиях рыночных отношений предполагает создание условий, необходимых для эффективного функционирования физической культуры и спорта. Социально значимый феномен должен обеспечивать воздействие на физическое, психическое и духовное состояние подрастающего поколения как действенное и естественное средство профилактики негативного влияния социальной напряженности в обществе и стрессовых ситуаций; успешно удовлетворять потребности государства в повышении уровня физической подготовленности и работоспособности населения, совершенствовании института спорта высших достижений.

Эффективное создание этой теории (на пути к которой сейчас находится ТФК) и связано, по нашему мнению, с изучением закономерностей функционирования и развития физкультурной деятельности человека в процессе формирования его физической культуры и ее видов. В настоящее время, видимо, можно говорить только об определенных концепциях или идеях, выраженных в самой общей форме (что характерно пока для компликативной системы наук). Однако отметим, что уже и на данный момент имеются определенные достижения на уровне как разработки концепции, так и ее реализации в реальном физкультурно-образовательном процессе (В.К. Бальсевич, И.М. Быховская, В.М. Выдрин, Н.Н. Визитей, М.Я. Виленский, Л.И. Лубышева, Л.П. Матвеев, В.И. Маслов, Н.И. Пономарев, НА. Пономарев, В.В. Приходько,Н.Н. Зволинская и др.).

Формирование ТФК в полном смысле этого слова, безусловно, возможно только усилиями больших коллективов исследователей. К настоящему времени уже созданы определенные теоретические предпосылки для широкого обсуждения ее назревших проблем с целью поднятия данной теории на более высокий уровень

Глава 2. Физическая культура как вид общей культуры

1. 1 Общие понятия теории физической культуры

Физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое не ограничено решением задач физического развития, а выполняет и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики. Она не имеет социальных, профессиональных, биологических, возрастных, географических границ.

Теория физической культуры исходит из основных положений теории культуры и опирается на ее понятия. В то же время она имеет специфические термины и понятия, которые отражают ее сущность, цели, задачи, содержание, а также средства, методы и руководящие принципы. Главным и наиболее общим является понятие "физическая культура". Как вид культуры она в общесоциальном плане представляет собой обширнейшую область творческой деятельности по созданию физической готовности людей к жизни (укрепление здоровья, развитие физических способностей и двигательных навыков). В личностном плане физическая культура - мера и способ всестороннего физического развития человека.

Таким образом, физическая культура - это вид культуры, который представляет собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования человека для выполнения социальных обязанностей.

В структуру физической культуры входят такие компоненты, как физическое образование, спорт, физическая рекреация (отдых) и двигательная реабилитация (восстановление). Они полностью удовлетворяют все потребности общества и личности в физической подготовке.

Физическое образование - педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений, а также на развитие разносторонних физических способностей человека. Как и образование в целом, оно является общей и вечной категорией социальной жизни личности и общества. Его конкретное содержание и направленность определяются потребностями общества в физически подготовленных людях и воплощаются в образовательной деятельности.

Спорт - игровая соревновательная деятельность и подготовка к ней; основан на использовании физических упражнений и направлен на достижение наивысших результатов, раскрытие резервных возможностей и выявление предельных уровней организма человека в двигательной активности. Состязательность, специализация, направленность на наивысшие достижения, зрелищность являются специфическими особенностями спорта, как части физической культуры.

Физическая рекреация (отдых) - использование физических упражнений, а также видов спорта в упрощенных формах для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, развлечения, переключение с обычных видов деятельности на другие. Она составляет основное содержание массовых форм физической культуры и представляет собой рекреативную деятельность.

Двигательная реабилитация (восстановление) - целенаправленный процесс восстановления или компенсации частично или временно утраченных двигательных способностей, лечения травм и их последствий. Процесс осуществляется комплексно под воздействием специально подобранных физических упражнений, массажа, водных и физиотерапевтических процедур и некоторых других средств. Это восстановительная деятельность.

Физическая подготовка - вид физического воспитания: развитие и совершенствование двигательных навыков и физических качеств, необходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельности. Она может определяться и как вид общей подготовки специалиста (профессионала) или спортсмена (например, физическая подготовка гимнаста).

Физическое развитие - процесс изменения форм и функций организма под воздействием естественных условий (пищи, труда, быта) либо целенаправленного использования специальных физических упражнений. Физическое развитие - это также и результат воздействия указанных средств и процессов, который можно измерить в любой момент времени (размеры тела и его частей, показатели различных качеств, функциональные возможности органов и систем организма).

Физические упражнения - движения или действия, используемые для развития физических качеств, внутренних органов и систем двигательных навыков. Это средство физического совершенствования, преобразования человека, его биологической, психической, интеллектуальной, эмоциональной и социальной сущности. Это также и метод физического развития человека. Физические упражнения являются основным средством всех видов физической культуры.

Физическое совершенство - исторически обусловленный уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей, функционального состояния и психических качеств людей, соответствующий требованиям человеческой деятельности в определенных условиях производства, военного дела и в других сферах жизни общества, обеспечивающий на долгие годы высокую степень работоспособности человека. Конкретные признаки и показатели физического совершенства определяются реальными запросами и условиями жизни общества на каждом историческом этапе и поэтому меняются по мере развитием общества.

Физическая и функциональная подготовленность - результат физической подготовки, достигнутый в овладении двигательными навыками и в развитии физических качеств с одновременным увеличением физиологических резервов организма, обусловленных повышением уровня деятельности его функциональных систем: сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, эндокринной, пищеварительной, выделительной и др.

Психофизическая подготовленность - осуществляется в учебно-тренировочном процессе путем разностороннего влияния на психические функции, обеспечивая их активность, коррекцию и устойчивость. Например, совершенствуются такие психические качества, как смелость, решительность, настойчивость в достижении цели, способность адаптироваться к резко меняющимся условиям окружающей природы и социальной среды. В прямой зависимости от уровня физической и функциональной подготовленности проявляются также устойчивость внимания, восприятия, памяти, способности к логическому мышлению и анализу.

Двигательная активность - является одним из обязательных компонентов здорового образа жизни. Заключается в систематическом, соответствующим возрасту, полу, состоянию здоровья и интересам, использовании разнообразных двигательных действий, в том числе занятий физической культурой и спортом для обеспечения жизнедеятельности человеческого организма.

Профессиональная направленность физического воспитания - это использование средств физической культуры и спорта для подготовки к высокопроизводительному качественному труду с помощью определенного профилирования физического воспитания с учетом особенностей выбранной профессии, способствующей обеспечению высокой работоспособности специалиста.

Актуальность системного подхода к определению основных понятий теории физической культуры обусловлена прежде всего необходимостью уточнения соотношения данных понятий с ведущими общепедагогическими понятиями и категориями. Например, в настоящее время вызывает большое сомнение чрезмерно широкое использование понятия "физическое воспитание", в содержание которого включаются помимо собственно воспитания также обучение и в целом образование. Такое нестрогое определение понятия физического воспитания вынуждает часть специалистов формулировать такие задачи, как, например, воспитание гибкости, т.е. воспитание биологического качества, что не укладывается ни в какие рамки логического рассуждения.

В настоящее время необходимо уточнить соотношение части общепедагогических понятий, по которым отсутствует единая точка зрения среди ученых. К таким понятиям следует отнести, на наш взгляд, понятия образования, воспитания, обучения, технологии, методики и ряд других.

С учетом вышесказанного в работе сделана попытка логически обосновать определения главных понятий теории физической культуры на основании уточнения соотношения ведущих понятий на общепедагогическом и философском уровнях.

Философский уровень определения понятий. К данному уровню следует отнести, на наш взгляд, определение следующих понятий:

- физическое (телесное) развитие есть комплекс изменений в организме человека, характеризующихся необходимостью, закономерностью и определенной направленностью (прогрессивной или регрессивной);

- физическое (телесное) формирование - это воздействие окружающей, прежде всего социальной, среды на человека с целью изменения уровня его телесной организации. Оно может быть стихийным и целенаправленным;

- физкультурная деятельность есть форма активного отношения человека к окружающему миру и к самому себе с целью достижения им физического совершенства;

- физическая культура есть вид материальной культуры, характеризующий уровень развития как общества в целом, так и человека в отдельности с точки зрения активного, целенаправленного формирования общественным индивидом своего физического совершенства;

- теория физической культуры представляет собой высшую форму научного знания в области физической культуры, дающую целостное представление о закономерностях и существенных связях активного, целенаправленного формирования общественным индивидом своего физического совершенства.

Общепедагогический уровень определения понятий. После определения наиболее общих (философских) понятий следует перейти к более конкретному уровню определения основных понятий теории физической культуры. В качестве такового выступает общепедагогический уровень определения основных категорий теории физической культуры. Это связано с тем, что в содержании понятия физической культуры большой вес имеет педагогическая составляющая, т.е. физкультурное образование. К числу общепедагогических понятий, выступающих в качестве понятийного базиса в теории физкультурного образования, следует отнести понятия образования, воспитания, цели, задач, принципов, содержания, средств, методов и форм организации обучения, технологии и методики обучения. Системное определение данных понятий может быть представлено следующим образом:

- образование есть процесс и результат целенаправленного формирования человека. Его основными элементами являются воспитание и обучение человека;

- воспитание (в узком смысле слова) представляет собой целенаправленное формирование личности;

- обучение есть целенаправленное формирование знаний, умений и навыков у человека с целью усвоения им социально-исторического опыта;

- цель образования есть идеальный результат целенаправленного формирования человека;

- задача образования - это часть цели, отражающая определенную сторону идеального результата целенаправленного формирования человека;

- принцип образования представляет собой определяющее требование, регулирующее процесс целенаправленного формирования человека;

- содержание образования есть совокупность частей целенаправленного формирования человека;

- средство образования - это предметы, отношения и виды деятельности, используемые в процессе целенаправленного формирования человека;

- метод образования есть способ использования средств в процессе целенаправленного формирования человека;

- форма организации образования представляет собой общий способ упорядочения взаимодействия участников педагогического процесса для достижения цели образования (урок, семинар, практикум и т.п.);

- метод организации образования - это конкретный способ упорядочения взаимодействия участников педагогического процесса для решения определенной задачи образования;

- технология образования есть способ реализации его содержания посредством системы средств, методов и форм организации, обеспечивающий эффективное достижение цели образования;

- методика образования есть область педагогики, которая на основе единства конкретных педагогических закономерностей и соответствующей технологии образования реализует его цели и задачи. Она занимает промежуточное положение между теорией и технологией.

Специально педагогический (конкретный) уровень определения понятий. В данном разделе будут приведены определения основных понятий теории физкультурного образования как ведущей составной части теории физической культуры. Часть основных понятий последней была определена при характеристике философского уровня определения понятий.

Исходя из всего вышесказанного, можно дать следующие определения основных понятий в теории физкультурного образования:

- физкультурное образование есть целенаправленное физическое (телесное) формирование человека;

- физкультурное воспитание есть целенаправленное формирование личности в аспекте достижения ею физического совершенства;

- физкультурное обучение есть целенаправленное формирование знаний, умений и навыков для усвоения социального опыта достижения физического совершенства;

- теория физкультурного образования есть высшая форма научного знания о физкультурном образовании, дающая целостное представление о закономерностях формирования физического совершенства человека;

- оздоровительный спорт есть пограничное между физической культурой и спортом социальное явление, сущность которого составляет решение оздоровительных задач с помощью средств спортивной тренировки;

- цель физкультурного образования есть идеальный, мысленный результат целенаправленного физического формирования человека, воплощенный в понятии физического совершенства;

- принцип физкультурного образования есть определяющее требование, регулирующее процесс целенаправленного формирования физического совершенства;

- содержание физкультурного образования есть совокупность составных частей целенаправленного формирования физического совершенства;

- средство физкультурного образования есть предметы, отношения и виды деятельности, которые используются в процессе взаимодействия субъекта и объекта образования с целью достижения последним физического совершенства;

- метод физкультурного образования есть способ использования его средства в процессе формирования физического совершенства человека;

- форма организации физкультурного образования есть общий способ упорядочения взаимодействия участников процесса формирования физического совершенства;

- технология физкультурного образования есть способ реализации его содержания посредством системы средств, методов и организационных форм, обеспечивающий достижение физического совершенства;

- методика физкультурного образования есть одна из форм научного знания о физкультурном образовании, которая на основе единства педагогических закономерностей и технологии образования реализует процесс формирования физического совершенства;

- результат физкультурного образования есть уровень достижения физического совершенства как целевой сущности физической культуры;

- физическое совершенство (в широком смысле понятия) есть целевая сущность физической культуры, представляющая собой результат целенаправленного формирования гармонично развитого организма человека.

К числу наиболее "предметных" категорий теории физической культуры следует отнести понятия, характеризующие те или иные стороны двигательной деятельности: понятия двигательных, физических (кондиционных) и координационных качеств и способностей. Опуская по вышеуказанной причине систему обоснования и доказательства, приведем лишь непосредственные определения данных понятий и их разновидностей. Прежде всего отметим, что необходимо более четко разделять понятия "двигательное качество" и "двигательная способность". Исходя из этого, возможно следующее соотношение данных понятий и их разновидностей:

- двигательное качество человека есть существенная определенность в его двигательном взаимодействии с окружающей средой, проявляемая посредством соответствующих свойств;

- двигательное свойство человека - это конкретное функциональное проявление двигательного качества в процессе двигательного взаимодействия с окружающей средой;

- двигательная способность человека есть совокупность его индивидуальных особенностей, определяющих степень успешного осуществления двигательной деятельности.

В нашем понимании понятие "двигательное" является родовым по отношению к понятиям "физическое (кондиционное)" и "координационное". Учитывая это, дадим определения следующим понятиям:

- "физическое (кондиционное) качество" есть разновидность двигательного качества, представляет собой ту или иную определенность в проявлении преимущественно морфофункциональных свойств организма человека в процессе осуществления им двигательной деятельности;

- "физическая (кондиционная) способность" - это совокупность индивидуальных особенностей человека, определяющих степень успешности проявления физического качества в двигательной деятельности;

- "координационное качество" есть разновидность двигательного качества, представляет собой ту или иную определенность в проявлении преимущественно психофизиологических (психомоторных) свойств организма человека в процессе регулирования двигательной деятельности;

- "координационная способность" - это разновидность двигательной способности, представляет собой совокупность индивидуальных особенностей человека, определяющих степень успешного проявления координационного качества в двигательной деятельности.

Конкретные разновидности понятия "физическое качество" могут быть определены следующим образом:

Мышечная сила человека есть физическое качество, представляющее собой определенность в проявлении тех морфофункциональных свойств организма, которые способствуют преодолению внешнего или внутреннего сопротивления в процессе двигательной деятельности. Мышечная сила человека, как правило, подразделяется на максимальную (медленную), взрывную и скоростную. Максимальная сила проявляется в процессе преодоления максимального и субмаксимального сопротивления в относительно медленных движениях, взрывная - в максимально быстрых движениях со значительной (околопредельной) величиной сопротивления и скоростная сила - в максимально быстрых движениях с относительно небольшим, чаще средним, сопротивлением;

- двигательная быстрота человека есть физическое качество, представляющее собой определенность в проявлении тех морфофункциональных свойств организма, которые обусловливают скоростные характеристики двигательной деятельности. Формами двигательной быстроты являются двигательная реакция, быстрота отдельного движения и частота движений;

Выносливость человека есть физическое качество, представляющее собой определенность в проявлении тех морфофункциональных свойств организма, которые обусловливают сопротивление организма утомлению в процессе двигательной деятельности. В зависимости от характера утомления выносливость подразделяется на скоростную (алактатную и гликолитическую), аэробную (общую), смешанную (аэробно-анаэробную) и силовую;

- гибкость человека есть физическое качество, представляющее собой определенность в проявлении тех морфофункциональных свойств организма, которые обусловливают амплитуду двигательных действий.

С учетом данного ранее общего определения физической способности определение понятий конкретных разновидностей способности к проявлению физического качества будет схоже с определением родового понятия физической способности, только в дефиниенсе вместо понятия физического качества вводится понятие конкретной его разновидности. Например, силовая способность будет определяться как совокупность индивидуальных особенностей человека, являющаяся субъективным условием успешности проявления мышечной силы в двигательной деятельности.

Наиболее приемлемой, на наш взгляд, классификацией разновидностей координационного качества является классификация, предложенная в свое время учеными. Они выделяют следующие базовые координационные способности, а поскольку ими, как правило, не различаются понятия соответствующих способностей и качеств, то и базовые координационные качества: кинестезическое дифференцирование (пространственное, временное, силовое), сохранение равновесия, ориентирование в процессе выполнения движения, ритмичность двигательного действия, реагирование на раздражитель, перестроение движений. С учетом вышесказанного дефиниции данных качеств будут выглядеть следующим образом:

- кинестезическое дифференцирование есть координационное качество в виде определенности в проявлении преимущественно тех психофизиологических свойств организма человека, которые способствуют достижению определенной степени точности и экономичности отдельных частей движения, его фаз и движения в целом;

- сохранение равновесия есть координационное качество, представляющее собой определенность в проявлении преимущественно тех психофизиологических свойств организма человека, которые способствуют удержанию тела в состоянии равновесия или его возвращению в данное состояние;

- пространственная ориентация есть координационное качество, или определенность в проявлении преимущественно тех психофизиологических свойств организма человека, которые способствуют определению и изменению положения и движения тела в пространстве и времени в соответствии с определенным пространством действия и /или движущимся объектом;

- ритмичность движения есть координационное качество в виде определенности в проявлении преимущественно тех психофизиологических свойств организма человека, которые способствуют формированию последовательности фаз движения;

- двигательная реакция есть координационное качество, представляющее собой определенность в проявлении преимущественно тех морфофункциональных свойств организма человека, которые определяют быстроту начала движения на определенный сигнал;

- перестроение движений есть координационное качество, или определенность в проявлении преимущественно тех психофизиологических свойств организма человека, которые способствуют оптимизации программы действий в результате перестроения действий в соответствии с изменяющейся ситуацией или заранее заданной программой действий.

Определение понятий конкретных способностей к проявлению того или иного координационного качества будет схожим с определением понятия общей координационной способности, только оно будет конкретизировано введением в дефиниенс понятия того или иного двигательного качества. Например: дифференцировочная способность есть совокупность индивидуальных особенностей человека, являющаяся условием успешности проявления кинестезического дифференцирования в двигательной деятельности.

1. 2 Физическая культура как вид культуры общества

Для понимания места и значения физической культуры в обществе необходимо иметь представление об общей культуре человечества. С одной стороны, это процесс материальной и духовной деятельности людей, с другой - продукт этой деятельности, ее результат. Культура представляет собой не абстрактную деятельность, а ее качественную сторону, которая отражается в результатах материальной и духовной сторон деятельности человека и общества. Человек в сфере культуры осуществляет деятельность в трех аспектах.

Познает ("потребляет") культуру, зафиксированную в духовных и материальных ценностях, созданных предшествующим человеческим опытом.

Действует в общественной среде как носитель определенных культурных ценностей.

Создает новые культурные ценности, которые становятся базой для развития культуры последующих поколений.

Таким образом, культура - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. В более узком смысле - это сфера духовной жизни людей. Она включает предметные результаты деятельности людей, а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности.

Физическая культура - это особая и самостоятельная область культуры, которая возникла и развивалась одновременно с общечеловеческой культурой и является ее органической частью. Она удовлетворяет социальные потребности в общении, игре и развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально-активную полезную деятельность.

Исторически культура возникает как объективно необходимая деятельность человека, направленная на преобразование окружающей природы и человеческой сущности в интересах личности и общества. Другими словами, сущность человека проявляется в продуктах его духовной, материальной, физической и других видах культуры, которые постепенно становятся самостоятельными видами социальной деятельности со своими конкретными целями, задачами, функциями, содержанием и другими признаками. Поэтому физическую культуру следует рассматривать и как деятельность, и как ее результаты.

В интересах совершенствования человека физическая культура использует физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы, режим труда, быта, питания и отдыха. Она должна всемерно способствовать росту экономического и оборонного потенциала страны, удовлетворению духовных потребностей людей, быть действенным средством всестороннего гармонического развития личности, формирования активной жизненной позиции.

Физическая культура - одна из тех областей социальной деятельности, в которой формируется и реализуется социальная активность людей. Она отражает состояние общества в целом, служит одной из форм проявления его социальной, политической и моральной структуры. Все это свидетельствует о том, что физическая культура является естественной частью культуры общества.

1. 3 Физическая культура как часть культуры личности

Физическая культура личности включает все то, что использовал и чего достиг человек сверх того, что ему дала природа в развитии физических способностей, двигательных качеств, состояния здоровья, и все то, что явилось в этом плане результатом его деятельности, физической и духовной активности, направленной на самосовершенствование; это "человеческая" (а не только природная) форма человека.

Физическая культура наряду с культурой в целом призвана формировать всесторонне развитую личность, главного субъекта (и объекта) исторического процесса.

Основными материальными ценностями физической культуры личности являются необходимый объем двигательных навыков и умений, определенный уровень развития основных физических и специальных качеств, функциональных возможностей различных органов и систем организма. Они составляют материальную основу жизненных сил каждого человека, фундамент его рабочей силы и выступают в качестве обязательного средства осуществления любого вида человеческой деятельности.

К духовным ценностям физической культуры личности относятся совокупность специальных знаний в области всестороннего физического развития, идеалы физического совершенства (спортивного мастерства), к которым стремится каждый конкретный человек, представления о способах их достижения, знание особенностей того или иного вида спорта, его истории, перспективы развития и т. д.

Физическую культуру личности определяют физическая подготовленность, физическая готовность и физическое совершенство.

Культурный уровень человека - это степень его приобщения к процессам созидания и "потребления" ценностей в различных областях культуры - духовной, политической, физической и др. Это и степень удовлетворения потребностей человека в продуктах культуры. Например, степень удовлетворения потребностей в движениях, физических упражнениях непосредственно зависит от состояния его здоровья.

Одним из критериев культурного уровня человека является его способность правильно, с большей пользой для себя и общества, расходовать свободное время. Насыщение свободного времени двигательной деятельностью, связанной с физическими упражнениями, дает наслаждение человеку, сохраняет его силы и здоровье, позволяет творчески трудиться.

Заключение

Физическая культура - это специфический вид социальной деятельности, в процессе которой происходит удовлетворение физических и духовных потребностей человека посредством целенаправленных занятий физическими упражнениями, усвоения и применения соответствующих знаний и навыков, а также участия в спортивных мероприятиях и соревнованиях.

Физическая культура посредством физических упражнений готовит людей к жизни и труду, используя естественные силы природы и весь комплекс факторов (режим труда, быт, отдых, гигиена и т.д.), определяющих состояние здоровья человека и уровень его общей и специальной физической подготовки.

Показателями состояния физической культуры в обществе являются:

- массовость ее развития;

- степень использования средств физической культуры в сфере образования и воспитания;

- уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей людей;

- уровень спортивных достижений;

- наличие и уровень квалификации профессиональных и общественных физкультурных кадров;

- пропаганда физической культуры и спорта;

- степень и характер использования СМИ, в сфере задач, стоящих перед физической культурой;

Подобные документы

    Проблемы cоздания условий для формирования человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Деятельная сущность физической культуры в различных сферах жизни. Понятие физической культуры личности.

    реферат , добавлен 09.05.2009

    Рассмотрение проблем, понятия и социальных функций физической культуры, ее влияние на формирование культуры личности. Общекультурные, общевоспитательные и специфические функции физической культуры, ее положение на современном этапе развития общества.

    реферат , добавлен 17.02.2012

    Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Влияние физической культуры на духовную сферу человека как действенного средства интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания. Результативный аспект физической культуры.

    контрольная работа , добавлен 08.08.2009

    Социальные, медицинские, психологические характеристики пожилого человека. Формы и средства лечебной физической культуры. Проект проведения занятий лечебной физкультуры с пожилыми людьми в Дзержинском комплексном центре социального обслуживания населения.

    дипломная работа , добавлен 08.12.2014

    Определение понятия "потребность". Основные параметры мотивационной сферы человека. Взаимосвязь потребностно-мотивационной и ценностной сфер физической культуры. Сбалансированная система потребностей, мотивов и ценностей физической культуры человека.

    дипломная работа , добавлен 28.08.2011

    Определение понятия спорта и его видов. Описание самых популярных олимпийских видов спорта. Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации; создание эффективной системы государственной поддержки. Реабилитация средствами физкультуры.

    реферат , добавлен 20.08.2015

    Физическая культура как социальное явление и движущая сила, ее общая характеристика и значение в современном обществе. Содержание физической культуры, ее формы и основные функции: специфические и общекультурные. Структура, компоненты и формы физкультуры.

    курсовая работа , добавлен 20.03.2011

    Роль физической культуры в современном обществе. Анализ рынка труда в сфере физической культуры. Качества специалиста, обусловливающие эффективность профессиональной деятельности. Правовое регулирование и управление в области физической культуры и спорта.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2008

    Главные факторы определения спортивных достижений. Основные фазы соревновательной деятельности. Теория физической культуры как учебная дисциплина. Содержание оздоровительно-рекреативной физической культуры. Назначение и специфика активного отдыха.

    контрольная работа , добавлен 06.02.2012

    Система физической культуры и спорта в Российской Федерации, физкультурная и оздоровительная работа, развитие спорта высших достижений. Пропаганда физической культуры, создание благоприятных условий финансирования спортивных организаций и учреждений.

1. Урок физической культуры 2. Физическая нагрузка 3. Виды контроля 4. Гипокинезия, Гиподинамия 5. Гиповитаминоз 6. Витамины 7. Значение отдельных пищевых веществ в питании и их норма

Урок физической культуры является основной и обязательной формой ФВ в школе. Урок ФК должен: 1. Решать образовательные, воспитательные, оздоровительные задачи. 2. Формировать интерес у учащихся к занятиям физическими упражнениями, побуждать их к активной деятельности. Структура урока: 1. Подготовительная часть 2. Основная часть 3. Заключительная часть Плотность урока Общая плотность – отношение времени, которое затрачивает учитель на решение педагогических задач, к общему времени урока. Моторная плотность – время, которое ученики тратят непосредственно на выполнение двигательных действий, т. е. находятся в движении.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня Гимнастические упражнения одна из основных частей содержания уроков физической культуры, физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме школьного дня, внеклассной работы и самостоятельных занятий. Гимнастика до учебных занятий. Физкультурные минутки на уроках. Физкультурные упражнения и подвижные игры на переменах.

Врачебный и педагогический контроль распределения школьников на медицинские группы В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем общей физической подготовленности и тренированности детей школьного возраста делят на три группы: основную (в нее включают детей и подростков без отклонений в состоянии здоровья, имеющую достаточную физическую подготовленность) подготовительную (в нее включают детей и подростков, имеющих незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья, а также недостаточную физическую подготовленность) специальную (в нее включают учащихся, имеющих такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке)

Дозирование физических нагрузок на уроке Физическая нагрузка - это определенная мера влияния физических упражнений на организм занимающихся. Доза нагрузки - это определенная ее величина, измеряемая параметрами объема и интенсивности. Дозировать нагрузку - значит строго регламентировать ее объем и интенсивность. Объем нагрузки определяется количеством выполненных упражнений, затратами времени на занятия, километражем преодоленного расстояния (дистанции) и другими показателями. Интенсивность характеризуется показателями темпа и скорости движений, ускорения, частоты сердечных сокращений и др.

Физическая нагрузка Соотношение между ними при выполнении физических упражнений представляет собой обратно пропорциональную зависимость: чем больше объем нагрузки, тем меньше ее интенсивность, и наоборот. По характеру мышечной работы нагрузки могут быть стандартными и переменными. Действием нагрузки является реакция организма на выполненную работу. Ее показатели - частота сердечных сокращений и внешние признаки утомления учащихся.

Физическая нагрузка Физические нагрузки в каждом конкретном случае должны быть оптимальными по своим параметрам (объему, интенсивности, интервалам отдыха), что обеспечивает тренирующий эффект. Недостаточные нагрузки неэффективны, так как ведут к потере учебного времени, а чрезмерные - наносят вред организму. Если нагрузка остается прежней и не меняется, то ее воздействие становится привычным и перестает быть развивающим стимулом, поэтому постепенное увеличение физической нагрузки - необходимое требование. Наиболее информативным, объективным и широко используемым в практике показателем реакции организма на физическую нагрузку является величина частоты сердечных сокращений (ЧСС).

Классификация интенсивности нагрузок При дозировании нагрузок в целях повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы их величина по показателю ЧСС должна быть не ниже 130 уд. /мин (при этом наблюдается максимальный ударный объем сердца). Поэтому величина нагрузок при ЧСС, равной 130 уд. /мин, соответствует порогу тренирующей нагрузки. В оздоровительных целях оптимальный диапазон нагрузок на занятиях находится в пределах ЧСС от 130 до 170 уд. /мин. Классификация интенсивности нагрузок (по М. Я. Набатниковой) Зона интенсивности Интенсивность нагрузки ЧСС, уд. / мин. Юноши ЧСС, уд. / мин. Девушки 1 Низкая до 130 до 135 2 Средняя 131 -155 136 -160 3 Большая 156 -175 161 -180 4 Высокая 176 и выше 181 и выше 5 Максимальная надкритическая

Утомление – это временное снижение работоспособности в следствие получения физической и психической нагрузки, не позволяющей выполнять физическую деятельность с прежней эффективностью. Различают субъективные и объективные признаки утомления. О степени утомления в процессе занятий можно судить по внешним признакам. Утомлению, как правило, предшествует чувство усталости. Усталость – сигнал, предупреждающий организм о дезорганизации в первичной деятельности коры мозга. Переутомление – это крайняя степень утомления, находящаяся уже на грани с патологией. Переутомление может быть результатом больших физических и умственных нагрузок.

Внешние признаки утомления при физических нагрузках Признаки Небольшое физическое утомление Значительное утомление 1 степени Резкое переутомление 2 степени Окраска кожи Небольшое покраснения Значительное покраснения Резкое покраснения, побледнение Потливость Небольшая Большая Особо резкое, выступление солей Дыхание Учащенное (до 22 -26 в мин. на равнине и до 36 на подъеме) Учащенное (до 38 -46 в мин.), поверхностное Резкое (более 50 -60 в 1 минуту) Движение Бодрая походка Неуверенный шаг, покачивание Резкие покачивания, отказ от движения Общий вид, ощущения Обычный Усталое выражение лица, нарушение осанки Изможденное выражение лица Мимика Спокойная Напряженная Искаженная Внимание Хорошее, безошибочное выполнения указаний Неточность в выполнении команд, ошибки Замедленное, неправильное выполнение команд Пульс, уд. /минуту 110 -150 160 -180 180 -200 и более

Виды контроля Данные о контроля позволяют уточнить учебные задачи, средства и методы их решения. Оперативный контроль предназначен для определения срочного тренировочного эффекта в рамках одного учебного занятия (урока) с целью целесообразного чередования нагрузки и отдыха. Контроль за оперативным состоянием занимающихся (например, за готовностью к выполнению очередного упражнения, очередной попытки в беге, прыжках, к повторному прохождению отрезка лыжной дистанции и т. п.) осуществляется по таким показателям, как дыхание, работоспособность, самочувствие, ЧСС и т. п. Данные оперативного контроля позволяют оперативно регулировать динамику нагрузки на занятии. Текущий контроль проводится для определения реакции организма занимающихся на нагрузку после занятия. С его помощью определяют время восстановления работоспособности занимающихся после разных (по величине, направленности) физических нагрузок. Данные текущего состояния занимающихся служат основой для планирования содержания ближайших занятий и величины физических нагрузок в них.

Виды контроля Этапный контроль служит для получения информации о суммарном тренировочном эффекте, полученном на протяжении одной учебной четверти или семестра. С его помощью определяют правильность выбора и применения различных средств, методов, дозирования физических нагрузок занимающихся. Итоговый контроль проводится в конце учебного года для определения успешности выполнения годового плана-графика учебного процесса, степени решения поставленных задач, выявления положительных и отрицательных сторон процесса физического воспитания и его составляющих. Данные итогового контроля (состояние здоровья занимающихся, успешность выполнения ими зачетных требований и учебных нормативов, уровень спортивных результатов и т. п.) являются основой для последующего планирования учебно-воспитательного процесса.

Гипокинезия. Гиподинамия Гипокинезия (греч. hypo - понижение, уменьшение, недостаточность; kinesis - движение) - особое состояние организма, обусловленное недостаточностью двигательной активности. В ряде случаев это состояние приводит к гиподинамии. Гиподинамия (греч. hypo - понижение; dynamis - сила) - совокупность отрицательных морфо-функциональных изменений в организме вследствие длительной гипокинезии. Это атрофические изменения в мышцах, общая физическая детренированность, детренированность сердечно-сосудистой системы, понижение ортостатической устойчивости, изменение водно-солевого баланса, системы крови, деминерализация костей и т. д.

Гиповитаминоз и авитаминоз Гиповитаминоз (витаминная недостаточность) – заболевание, развивающееся в следующих случаях: - неполноценное питание: в организм поступает недостаточно витаминов и минералов; - плохое всасывание поступающих полезных веществ в кишечнике; - интенсивное разрушение витаминов в организме. В медицинской классификации различают два вида витаминной недостаточности – гиповитаминоз и авитаминоз. Последний является тяжелой формой проявления витаминной недостаточности и развивается как продолжение гиповитаминоза.

Гиповитаминоз Ø гиповитаминоз витамина А – «куриная слепота» (нарушение зрения в темное время суток), выпадение волос, нарушение различения цветов; Ø гиповитаминоз витамина В 1 – сухость кожи, истончение, снижение чувствительности конечностей к боли, холоду, теплу, сильная боль в икроножных мышцах, в некоторых случаях – поражение нервной системы; Ø гиповитаминоз витамина В 6 – блестящий, болезненный язык красного цвета, снижение остроты зрения, конъюнктивит, сухость кожи, трещины на губах; Ø гиповитаминоз витамина B 12 – жжение, покалывание языка, развитие анемии, снижение кислотности желудочного сока, нарушение чувствительности мышц конечностей, походки; Ø гиповитаминоз витамина С – кровоизлияния в суставы, мышцы, кожу, надкостницу; сильная кровоточивость десен; Ø гиповитаминоз витамина D – деформация головы, размягчение костей черепа, задержка прорезывания зубов, развития, искривление позвоночника; Ø гиповитаминоз витамина К – повышенная кровоточивость, ухудшение свертываемости крови.

Витамины Витамин А. При авитаминозе А задерживаются процессы роста организма, нарушается обмен веществ. Наблюдается также особое заболевание глаз, называемое ксерофтальмией (куриная слепота). Витамины группы В. Недостаток или отсутствие витаминов группы В вызывает нарушение обмена веществ, расстройство функций центральной нервной системы. При этом наблюдается снижение сопротивляемости организма к инфекционным болезням. Витаминами бодрости, повышенной работоспособности и крепких нервов называют витамины группы В. Суточная норма витамина В для взрослого 2- 6 мг, при систематической спортивной деятельности эта норма должна увеличиваться в 3- 5 раз.

Витамины Витамин D называют противорахитическим витамином. Недостаток его приводит к расстройству фосфорного и кальциевого обмена. Эти минеральные вещества теряют способность откладываться в костях и в больших количествах удаляются из организма. Кости при этом размягчаются и искривляются. Нарушается развитие зубов, страдает нервная система. Весь этот комплекс расстройств характеризует наблюдаемое у детей заболевание - рахит. Витамин С называют противоцинготным. При недостатке его в пище (а больше всего содержится в свежих фруктах и овощах) развивается специфическое заболевание - цинга, при которой кровоточат десны, а зубы расшатываются и выпадают. Развиваются физическая слабость, быстрая утомляемость, нервозность. Появляются одышка, различные кровоизлияния, наступает резкое похудание. В тяжелых случаях может наступить смерть.

Значение отдельных пищевых веществ в питании и их норма Белки – основной источник энергии и пластический материал для построения клеток и тканей. Источники животных белков: мясо, рыба, сыр, молоко, птица. Жиры – является источником энергии и выполняют пластическую функцию. В животных жирах, сливочном масле, масле топленом, молоке, сливках, сметане, твороге, сыре, мясе, яйцах, курах, колбасе содержатся витамины А, Д. Растительные жиры содержат витамин Е. Углеводы – источник энергии, который легко усваивается работающими мышцами. Источниками крахмала являются хлебобулочные изделия, крупы, овощи, картофель. Минеральные соли минеральные соли принимают участие во всех видах обмена веществ. Наибольшее значение для формирования растущего организма играют кальций, фосфор, магний, калий и железо. Витамины – это группа низкомолекулярных органических веществ различного химического строения, которые участвуют в регуляции многих биологических реакцией и функций организма.

Поделиться