День св петра и февронии муромских. Про петра и февронию муромских или краткая история вечной любви. По старинным обычаям в этот день молодые праздновали помолвку: влюбленные обменивались кольцами и клялись друг другу в верности в присутствии родителей

В современном виде праздник зачастую позиционируется как «наш ответ Дню святого Валентина», хотя повесть «Повесть о Петре и Февронии Муромских», в которой рассказывается о взаимоотношениях между ними, даже менее романтична, чем считают многие не знакомые с ее содержанием люди. Как говорится в этом произведении древнерусской литературы, Феврония, дочь пчеловода, исцелила князя Петра взамен на обещание жениться на ней. Тем не менее, Петр от своего обещания отказался, поскольку Феврония была простолюдинкой. Однако она предвидела подобное и намеренно не завершила процесс исцеления, так что ему снова пришлось обратиться к ней за помощью и на этот раз сочетаться с ней браком.

Дальнейшая история Петра и Февронии в значительно менее противоречит современным представлениям о романтических отношениях. Бояре осудили брак, и супруги решили покинуть Муром, однако впоследствии вернулись по просьбе тех же бояр, поскольку после отъезда Петра в городе началась кровавая борьба за власть. Впоследствии, как гласит повесть, Петр и Феврония умерли в один день и были похоронены в разных обителях, но на следующий день оказались вместе.

Князь Петр в летописных источниках не упоминается. Некоторые исследователи отождествляют Петра и Февронию с известным по летописям муромским князем Давыдом Юрьевичем, правил в Муроме с 1205 по 1228 год, и его супругой. Петр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года в качестве местночтимых святых. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» появилась некоторое время спустя после этого.

Восточные славяне считали, что в День Петра и Февронии заключаются счастливые браки. Также на эту дату приходился первый покос, а люди начинали купаться «без оглядки», так как считалось, что в этот день последние русалки уходят с берегов в глубь водоёмов и засыпают.

Считалось, что жара на День Петра и Февронии предвещает теплую погоду в последующие 40 дней.

В числе традиций Дня семьи, любви и верности, появившихся уже в современной России, можно назвать плетение венков из ромашек и вручение букетов этих цветов. Также многие ЗАГСы, особенно в Муроме, продлевают часы работы 8 июля, поскольку часто люди хотят заключить брак именно в этот день. Стоит отметить, что по православной традиции в день памяти Петра и Февронии таинство брака не совершается, поскольку он приходится на Петров пост. В связи с этим Священный синод Русской православной церкви 25 декабря 2012 года установил второе празднование в память о перенесении мощей, состоявшемся в 1992 году. Празднование совершается в воскресенье, предшествующее 19 сентября по григорианскому календарю.

Отношения Петра и Февронии - пример любви, верности, преданности и самопожертвования - тех качеств, без которых невозможно построить счастливую семью, поэтому неслучайно день памяти святых Петра и Февронии последние годы отмечается как Всероссийский день семьи, любви и верности. Обычно о жизни святого и смысле его духовного подвига мы узнаем из его жития, но история святых Петра и Февронии исключение. Достоверно известно только то, что они жили в городе Муроме в XII в., все остальные сведения почерпнуты из "Повести о Петре и Февронии Муромских", написанной в середине XVI века церковным писателем Ермолаем-Еразмом. Фамилия его нам неизвестна, сам себя он называл Прегрешным.

В начале царствования Ивана Грозного, митрополит Московский Макарий решил собрать жизнеописания всех русских святых воедино. Так появились "Великие Минеи Четьи" (ежемесячные чтения). Среди авторов, привлеченных к работе, был и Ермолай (монашеское имя Еразм), которому поручили собрать сведения о Муромском князе Петре и его жене Февронии. В народе их почитали чудотворцами и к их могиле приезжали просить благословения на счастливый брак Обычно жития святого - это скрупулезное исследование, в котором нет места фантазии. Но то ли потому, что строгие рамки жития были тесны талантливому писателю, то ли потому, что сам духовный подвиг этих святых - их любовь друг к другу, не могла не вдохновить Еразма, но в итоге он написал не канонические по форме жития, а повесть, полную сказочных приключений и любви. В "Минеи Четьи" труд Ермолая-Еразма не включили, зато русская литература обогатилась шедевром. Конечно, сейчас сквозь наслоения веков и сказочного вымысла трудно восстановить реальность, но, тем не менее, сама святость Петра и Февронии никогда не оспаривалась. И, то, что мы сейчас рассматриваем их духовный подвиг через призму художественного вымысла, сути не меняет. "Тайна сия велика", - говорил о браке и любви апостол Павел. Духовный подвиг святых Петра и Февронии - это подвиг любви. Любви как высшего единения двоих, любви, которая выше и сословных перегородок, и корысти, и даже самой смерти.

Петр был младшим братом князя Муромского Павла. Еразм начинает свой рассказ с того, что к жене Павла повадился ходить дьявол. Желая соблазнить ее, он каждый раз принимал обличье самого Павла, так что никто не мог понять, где Павел, а где дьявол. И только Петр смог распознать дьявола и сразил его мечем. Издыхая, дьявол обрызгал Петра кровью, так что тот заболел - по телу его пошли язвы. Никто, повествует дальше Еразм, не мог излечить Петра, и только Февронья пообещала помочь ему, но при условии, что он женится на ней. Не веря в то, что из этого что-то выйдет и ему придется держать слово, Петр согласился. Февронья, хотя и была дочерью простого древолаза - ее отец собирал мед диких пчел, но обладала даром целительства. Петр выздоровел, но жениться не спешил, и тогда болезнь снова вернулась к нему. Тут уж Петр не стал медлить, и они зажили счастливо. Вскоре умер Павел, и Петр должен был стать князем. Но спесивые бояре не захотели, чтобы их княгиней была простая крестьянка, и поставили Петра перед выбором: либо отпусти Февронию, найди себе княжну и садись на престол, либо не бывать тебе князем. Петр выбрал жену. А Феврония, обладавшая даром прозорливости, утешала приунывшего Петра, говоря, что испытание ненадолго. Действительно, чванливые бояре перессорились, так и не решив, кто же будет править Муромом, и, в конце концов, позвали Петра назад. Петр и Феврония "управляли градом со справедливостью и кротостью, а жили с любовью и в счастии". Интересен такой эпизод, описанный Еразмом. Однажды Феврония плавала по реке на лодке, и один боярин начал оказывать ей знаки внимания. Тогда Феврония предложила ему зачерпнуть пригоршню воды с правой стороны борта и с левой, и отпить из каждой - тогда еще можно было пить речную воду, не отравившись. Воспылавший страстью боярин отпил, и Феврония спросила его, есть ли в воде разница. "Нет, вкус один", - отвечал ухажер. "Так же одинаково и женское естество, напрасно ты забыл жену и думаешь о другой", - отвечала Феврония.

В старости Петр и Феврония приняли монашеский постриг, и завещали, чтобы их положили в один, двойной каменный гроб с перегородкой. Вот как рассказывает Еразм об их кончине. Почувствовав приближение смерти, Петр послал к Февронии посыльного со словами: "Пришло время, но жду тебя, чтобы вместе отойти к Богу". Феврония в это время вышивала для храма лики святых и сказала: "Подожди еще, не окончила я работы". Но Петр торопил: "Отхожу к Богу и не могу тебя более ждать…" Тогда, на третий раз, Феврония воткнула иголку в незаконченную работу и испустила дух: В один день и час с мужем. Но на этом чудеса не кончились.

Зная, что Петр и Феврония приняли монашество, глупые горожане решили, что не гоже им, монахам, лежать в гробу рядом, и положили каждого в отдельный гроб, причем поставили их в разные церкви. Но наутро обнаружили оба тела рядом в каменном гробу. Посчитав это недоразумением, горожане на ночь перенесли тела назад, но на следующее утро опять нашли их вместе. После этого никто уже не посмел разлучать Петра и Февронию. В Библии сказано: "Муж и жена плоть едина". Такая любовь, такое взаимопроникновение любящих, было редкостью, чудом и тайной и в XII веке, и в XXI. Но и тогда, и сейчас люди понимают всю ценность такого чувства, и именно поэтому не иссякают потоки верующих, которые молятся святым Петру и Февронии, желая приобщиться к такой божественной полноте любви. Именно поэтому день памяти святых Петра и Февронии празднуется сегодня как Вероссийский день семьи, любви и верности.

Наверно, каждый из нас слышал имена Петра и Февронии, Муромских чудотворцев, которые своей историей вечной любви стали символом супружеской жизни. Они смогли воплотить в ней идеалы христианских добродетелей: кротости, смирения, любви и верности.

Муром уже несколько столетий хранит сказание о жизни и смерти чудотворцев Петра и Февронии. Они провели на Муромской земле всю свою жизнь. И там же хранятся сейчас их .

История их необычной жизни, с течением времени, была приукрашена сказочными событиями, а имена стали символом супружеской преданности и подлинной любви.

Сказание о Петре и Февронии, было увековечено в шестнадцатом веке, иноком Еразмом, известном в мирской жизни под именем Ермолая Прегрешного. Он создал прекрасную повесть, посвященную настоящей вечной любви, прощению, мудрости и истинной вере в Бога.

После того, как церковь приняла решение о канонизации князей, митрополит Макарий распорядился увековечить их имена на бумаге. В результате чего была написана «Повесть о Петре и Февронии».

Это произошло в 1547 году, когда на церковном соборе были канонизированы святые муромские супруги.

Петр был меньшим братом благоверного Павла, который княжил в то время в Муроме. Как-то раз в их семье приключилась беда: блудный змей, обернувшись Павлом, повадился ходить к супруге князя. И наваждение это длилось долго.

Бедная женщина не смогла противостоять силе демона и уступила ему. После чего рассказала князю о свиданиях со змеем. Павел приказал жене узнать у дьявольского посланника секрет его смерти. Оказалось, что демон погибнет от плеча Петра и Агрикова меча.

Павел поделился с братом тайной змея, после чего Петр задумался, как ему погубить супостата. И лишь одно останавливало его: не знал он, о каком мече идет речь.

Петр всегда любил ходить в одиночестве по церквям. И вот однажды, решил он сходить в церковь, находившуюся за городом, в женском монастыре. Во время молитвы, явился к нему отрок и предложил показать Агриков меч. Князь же, желая убить змея, ответил, что хочет знать, где хранится меч и последовал вслед за ним. Отрок подвел князя к алтарю и указал на трещину в стене, где и лежало оружие.

Обрадованный Петр забрал меч, а после отправился к брату, чтобы рассказать ему о чуде, которое с ним произошло. С того самого дня ждал он подходящего момента, чтобы рассчитаться со змеем.

Вот однажды, зашел Петр в опочивальню к супруге Павла и застал там змея, принявшего обличие его брата. Удостоверившись в том, что это не Павел, Петр вонзил в него меч. Змей умер, приняв свой истинный образ, но его кровь попала на тело и одежду Петра. С тех самых пор, начал князь болеть, а тело его покрылось ранами и язвами. Он пытался исцелиться у разных врачей на своей земле, но никому из них, не под силу оказалось избавить князя от болезни.

Жизнь святой Февронии

Петр смирился со своей болезнью, отдавши свою судьбу в руки Всевышнего. Господь же, любя раба своего, направил его в земли Рязани.

Однажды, отрок князя оказался в селе Ласково. Подошел он к одному из домов, но никто не вышел его встречать. Он прошел в дом, но опять не увидел хозяев. Пройдя дальше, в горницу, отрок был поражен необычным зрелищем: девушка работала над полотном, а перед нею прыгал заяц.

Увидев вошедшего юношу, она посетовала, что плохо, если в доме нет ушей, а в горнице очей. Отрок, не понял, загадочных речей девушки, и спросил ее о хозяине дома. Ее ответ поразил его еще больше, она сказала, что мать и отец ушли, чтобы поплакать взаймы, а брат отправился в глаза смерти смотреть. Молодой человек опять не понял слов девушки и сказал ей об этом, попросив разъяснить загадочные речи.

Удивившись тому, что он не может понять столь простых слов, девушка объяснила ему, что будь у нее пес, он бы услышал, что кто-то идет и предупредил об этом, ведь собака — это уши дома. Очами же, она назвала ребенка, который мог бы увидеть гостя и также предупредить девушку. Отец же с матерью, как оказалось, ушли на похороны оплакивать покойника, чтобы, когда они умрут, пришли оплакивать их. Вот и есть плачь взаймы. А брат, будучи древолазом, пошел собирать мед. Ему придется лазить по высоким деревьям и смотреть себе под ноги, чтобы не упасть. Вот и получается, что он смерти в лицо глядит.

Подивился отрок мудрости девушки и спросил, как ее зовут. «Февронья», — ответила девушка.

Юноша рассказал ей о беде, постигшей князя Петра, сказав, что направил его Господь в эти земли искать исцеления. Вот он и приехал по приказу князя узнать о врачах здешних, чтобы найти того, кто князя вылечить возьмется.

Выслушав отрока, девушка велела привезти князя к ней, предупредив, что излечиться он сможет, только если верен своим словам и добр сердцем.

Знакомство святых

Петр уже не мог сам ходить. Потому, когда привезли его к дому, он попросил слугу узнать, кто возьмется за лечение. Того кто его излечит, пообещал он наградить щедро.

Феврония сказала, что она сама хочет его лечить, и награда ей не нужна. Но если хочет он исцелиться, то должен жениться на ней, а иначе не станет она ему помогать. Князь решил обмануть Февронию, пообещав жениться, а после излечения отказаться от своего обещания.

Девушка взяла закваску из хлеба, дунула на нее и отдала князю, велев сходить в баню, а после смазать этой смесью все язвы, а одну оставить.

Князь же решил проверить мудрость девушки. Он передал ей маленькую связку льна, велев за то время, пока он будет в бане, соткать ему платок и сорочку. Слуга передал девушке этот пучок вместе с княжеским приказом.

Феврония же попросила слугу принести небольшое полено, после чего отрубила от него щепку и передала князю. Вместе со щепкой, она дала Петру наказ, сделать из этой деревяшки станок и все оснащение, для того, чтобы она смогла соткать для него одежду на этом станке. И сделать его нужно за то время, что она лен будет драть.

Слуга отдал князю щепку от поленца, передав ответ девушки. Петр же отправил слугу обратно к девушке, сказав, что невозможно сделать из куска щепки станок. Выслушав ответ князя, Феврония ответила: «А как можно из маленького количества льна за такое короткое время, сделать одежду для мужчины?»

Слуга передал ответ девушки князю, Петр же удивился ее мудрости.

Слушать акафист Петру и Февронии

Чудесное исцеление Петра

Князь исполнил все так, как наказывала ему девушка: сначала помылся, потом смазал все струпья кроме одного закваской из хлеба. Выйдя из бани, он больше не ощущал боли, и кожа его была свободна от струпьев.

Мудрая же Феврония, следовавшая опыту своих предков, не случайно назначила ему такое лечение. Спаситель так же, излечивая больных, врачуя телесные раны, лечил при этом душу. Так и девушка, зная, что болезни даются Всевышним как наказание за какие-то грехи, назначила лечение для тела, исцеляя в действительности, душу князя. А так как Феврония предвидела, что Петр обманет ее, движимый своей гордыней, она и велела ему оставить одну язву.

Князь был поражен столь быстрым исцелением и в благодарность отправил девушке богатые дары. Взять же простолюдинку в жены Петр отказался, так как ему мешала гордость и княжеское происхождение. Феврония же ничего не взяла из даров.

Петр возвращался в Муром выздоровевшим, и только один струп оставался на его теле, напоминая о недавней болезни. Но стоило ему вернуться в свою вотчину, как болезнь вновь настигла его: от оставшегося на теле струпа, пошли новые язвы. И через некоторое время, князь вновь покрылся язвами и струпьями.

Повторное исцеление и свадьба

И снова пришлось Петру возвратиться к девушке для исцеления. Подойдя к ее дому, он послал к ней слугу со словами прощения и мольбой об исцелении. Феврония же без злобы и обиды, просто ответила, что князь может исцелиться, только если станет для нее мужем. Петр же решил взять ее в жены и пообещал на сей раз это искренне.

Тогда Феврония, как и в первый раз, назначила князю точно такое же лечение. Теперь, излечившись, князь незамедлительно женился на девушке, сделав Февронию княгиней.

Вернувшись в Муром, зажили они счастливо и честно, во всем следуя слову Божьему.

После того как умер Павел, Петр занял его место, возглавив Муром. Все бояре любили и уважали Петра, надменные же жены их не приняли Февронию. Они не хотели, чтобы ими правила обычная крестьянка, а потому уговаривали своих мужей на нечестные поступки.

По наветам своих жен, бояре клеветали на Февронию, пытаясь опорочить ее, и даже подняли бунт, предложив девушке уйти из города, забрав все, что ей хочется. Но Феврония желала забрать только своего возлюбленного, что очень порадовало бояр, так как каждый из них метил на место Петра.

Супружеская верность

Святой Петр не стал нарушать Божьей заповеди и расставаться с супругой. Тогда он принял решение оставить княжество и все имеющиеся сокровища и отправиться вместе с ней в добровольное изгнание.

Петр и Феврония отправились по реке на двух кораблях.

Один молодой человек, находившийся вместе со своей женой в одном судне с княгиней, залюбовался Февронией. Девушка сразу поняла, о чем он мечтает и попросила налить в ковш и выпить воды сначала с одной, потом с другой стороны корабля.

Мужчина выполнил ее просьбу, а Феврония спросила, отличается ли вода из двух ковшей. Мужчина ответил, что одна вода ничем не отличается от другой. На что Феврония промолвила, что и женское естество также не отличается и покорила его за то, что он мечтает о ней, позабыв свою собственную супругу. Обличенный мужчина все понял и раскаялся в душе.

Когда наступил вечер, они вышли на берег. Петр очень переживал о том, что теперь с ними будет. Феврония же, как могла, утешала мужа, говоря о милости Бога, заставляя его поверить в счастливый исход.

В это самое время, повар сломал пару маленьких деревьев, для того, чтобы с их помощью приготовить еду. Когда ужин закончился, Феврония благословила эти веточки, пожелав чтоб к утру они превратились во взрослые деревья. Утром все именно так и произошло. Она хотела, чтобы видя это чудо, ее супруг укрепился в вере.

На следующий день из Мурома прибыли послы, чтобы уговорить князей вернуться обратно. Оказалось, что после их отъезда, бояре не смогли поделить власть, пролили много крови, а теперь вновь хотят жить спокойно.

Житие благоверных супругов

Святые супруги без всякой злобы и обиды приняли приглашение вернуться и управляли Муромом долго и честно, во всем следуя законам Бога и творя добрые дела. Они помогали всем нуждающимся людям, с заботой относясь к своим подданным, как нежные родители относятся к своим детям.

В независимости от положения, они ко всем относились с одинаковой любовью, пресекали всякую злобу и жестокость, не стремились к богатству мирскому и радовались любви Божьей. И любили их люди, так как никому они не отказывали в помощи, кормили голодных и одевали нагих, исцеляли от болезней и наставляли на путь истинный заблудших.

Блаженная кончина

Когда супруги состарились, то одновременно приняли монашество, выбрав себе имена Давид и Ефросиния. Они вымолили у Бога милости предстать пред ним вместе, а людям велели, похоронить их в общем гробу, разделенном тонкой стенкой.

В тот день, когда Господь решил призвать к себе Давида, благочестивая Ефросинья вышивала образа святых на воздухе, чтобы пожертвовать свое рукоделие в храм Пресвятой Богородицы.

Давид отправил к ней гонца с известием о том, что пришел его час и обещался ждать ее, чтобы вместе отойти ко Всевышнему. Ефросиния попросила дать ей время, чтобы она могла закончить работу для святого храма.

Князь второй раз послал гонца, чтобы сказать, что он не сможет ждать ее долго.

Когда же в третий раз прислал Давид послание своей любимой жене, о том, что уже умирает, Ефросиния оставила незаконченную работу, обмотала иглу ниткой и воткнула ее в воздух. А блаженному супругу своему отправила известие, что умрет вместе с ним.

Супруги помолились и отошли к Богу. Это произошло 25 июня по старому календарю (или 8 июля по новому стилю).

Любовь сильнее смерти

После того, как супруги умерли, люди решили, что так как они приняли подстриг в конце жизни, то будет неправильно хоронить их вместе. Петра было решено похоронить в Муроме, Феврония же была упокоена в женском монастыре, находившимся за пределами города.

Для них сделали два гроба и оставили на ночь для отпевания в разных храмах. Высеченный же из каменной плиты гроб, сделанный по их желанию еще при жизни супругов, остался пустым.

Но придя в храмы на следующее утро, люди обнаружили, что гробы пусты. Тела же Петра и Февронии были найдены в гробе, который они подготовили заранее.

Неразумные люди, не поняв произошедшего чуда, вновь попытались разлучить их, но и на следующее утро Петр и Феврония оказались вместе.

После того, как чудо повторилось, никто уже не стал пытаться похоронить их отдельно. Князей погребли в едином гробе, возле храма святой Богородицы.

С тех пор, туда постоянно приходят люди, нуждающиеся в исцелении. И если они обращаются за помощью с верой в сердце, святые дарят им здоровье и семейное благополучие. А история вечной любви Петра и Февронии Муромских передается от поколения к поколению.

Изначально, гроб святых находился в Богородице-Рождественском соборе города Мурома. Потом, когда к власти пришли коммунисты, они отдали останки князей в местный музей. Соборный храм в 1930-е годы был разрушен.

Но уже в конце восьмидесятых годов святыня была возвращена Церкви.

В 1989 году мощи вернули Церкви. А с 1993 года рака с мощами святых Петра и Февронии находится в Троицком соборе .

День 8 июля — Праздник Петра и Февронии

Память благоверных князей Петра и Февронии отмечается 25 июня (8 июля по новому стилю). Каждое лето в это число (8 июля) верующие отмечают удивительный праздник, посвященный безграничной любви и вечной преданности.

В 2008 году День семьи, любви и верности , официально утвердился в качестве народного праздника. Православные Храмы в этот день проводят службу, посвященную святым супругам и еще раз напоминают всем верующим их жизнь, которая является вечным образцом верности и любви для всех семей.

Именно поэтому, этот праздник называют еще – День Петра и Февронии Муромских.

Узнать подробнее о Свято-Троицком монастыре, где в настоящее время хранятся чудотворные мощи благоверных князей Петра и Февронии, можно узнать .

И еще один удивительный праздник отмечается на муромской земле. 23 августа 2004 года впервые был проведен День благотворительности и милосердия. Он состоялся по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алесксия II в Муромском мужском епархиальном монастыре (г. Муром Владимирской области).

В 1604 году (400 лет назад) умерла святая праведная Иулиания Лазаревская (Осорьина), прославившаяся удивительным милосердием и аскетической жизнью в миру. А спустя десять лет именно в этот день 10/23 августа 1614 года были обретены мощи святой. В том же году праведная Иулиания была причислена к лику святых.

Поэтому не случайно выбор дня для учреждения нового для нашей страны общественно-церковного праздника пал на 23 августа – день обретения мощей святой праведной Иулиании

Православная церковь 8 июля отмечает день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских — покровителей семейного благополучия, взаимоуважения и искренней любви. Их брак многие века является образцом христианского супружества.

Их история напоминает добрую сказку о любви - большой и чистой. Они служат примером для всех влюбленных, ведь жили в горе и радости, богатстве и бедности, и их никто не смог разлучить, даже смерть.

История большой любви

Согласно житию святых, благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого князь Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить.

И тогда князю приснился вещий сон, что его может исцелить дочь пчеловода Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Девушка с детских лет изучала травы и обладала даром целительства, и даже дикие звери слушались ее и не смели проявлять агрессию.

Князь полюбил Февронию за ее благочестие, мудрость и доброту и дал обет жениться на ней после исцеления. Девушка исцелила князя, однако он не сдержал своего слова. Болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила князя, и он женился на исцелительнице.

Когда Петр унаследовал княжество после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания и потребовали, чтобы князь бросил ее. Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание.

В изгнании молодая мудрая княгиня всячески поддерживала опечалившегося супруга. Когда в доме были трудности с едой и деньгами, она всегда находила чудесный выход. Петр по-прежнему боготворил свою супругу и ни разу не упрекнул в том, что ради нее ему пришлось отречься от княжества и жить в лишениях.

Вскоре в Муроме началась смута, бояре перессорились, добиваясь освободившегося княжеского престола, пролилась кровь. Тогда опомнившиеся бояре собрали совет и решили звать князя Петра обратно. Князь и княгиня вернулись, и Феврония сумела заслужить любовь горожан. Они правили долго и счастливо.

Святые

В преклонных летах Петр и Феврония приняли постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, и молили Бога, чтобы умереть в один день, и похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.

Предание гласит, что они действительно отошли в мир иной в один день — это случилось 8 июля 1228 года по новому стилю. Сочтя погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе.

После того как такое чудо свершилось во второй раз, монахи похоронили святых супругов вместе в городе Муроме в соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Примерно через 300 лет после смерти князь Петр Муромский и его супруга Феврония были причислены к лику святых. Православная церковь объявила их покровителями семьи, а мощи святых обрели покой в Свято-Троицком женском монастыре в городе Муроме.

День семьи, любви и верности

Память о чудесах и подвигах этих святых передавалась из поколения в поколение. Православный праздник отмечают во многих странах мира, но главные торжества проходят в Муроме.

Жители Мурома, где всегда почитали святых супругов, решили объединить День города с православным праздником. Так с 2008 года зародился новый российский праздник, воспевающий любовь и преданность.

Символом праздника чистой и бескорыстной любви стала ромашка — цветок, который пользуется особой популярностью у всех влюбленных. Позже у Дня семьи появилась собственная медаль, на одной из сторон которых изображена ромашка, а на другой — лики Петра и Февронии.

Медаль традиционно вручается семейным парам, в которых царят любовь и взаимопонимание.

Восьмое июля в России стало аналогом Дня всех влюбленных, который католики справляют 14 февраля. День Петра и Февронии празднуется как день влюбленных.

Традиции и приметы

С праздником дня Петра и Февронии связано много обычаев и примет.

По традиции, люди идут в церковь молиться о любви, семейном счастье, сохранении брака и благополучии. Они просят заступничества у святых, если взаимоотношения между супругами испортились и осталась надежда только на божественную помощь.

У иконы святых Петра и Февронии можно молиться о семейном счастье, о рождении детей, о здоровье близких и даже о том, чтобы удачно выйти замуж. Многие верующие признавали тот факт, что после обращений и просьб к этим святым, их семейная жизнь налаживалась.

В этот день в старину по обычаям молодые праздновали помолвку. На Руси такая церемония являлась аналогом современного брачного договора. Пары обменивались кольцами и давали друг другу клятву верности в присутствии родителей и приглашенных. С этого момента они получали статус жениха и невесты.

Продолжительность такого соглашения имела срок примерно от трех до шести месяцев, по истечению которого принималось окончательное решение.

В день Петра и Февронии можно было узнать погоду на последующие 40 дней. Считается, если 8 июля ясно, значит, и все 40 дней будет стоять ясная и теплая погода.

В день семьи, любви и верности проводят также различные гадания и обряды, связанные с семьей, замужеством, свадьбой, рождением детей, установлением мира в семье и сохранением любви между супругами.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Дата в 2019 году: в июле 8 числа, понедельник.

Существует не так много церковных праздников, которые приобрели статус светских и национальных. Именно к такому дню относится дата почитания святых Петра и Февронии, более известная россиянам, как праздник семьи, любви и верности. Несмотря на молодость торжества, появилось множество новых традиций, которые тесно переплелись со старинными обрядами и народными обычаями.

Еще с детства мы любим красивые истории, которые заканчиваются пышными свадьбами, где молодым желают прожить долго и счастливо, и умереть в один. Оказывается, такое высказывание имеет вполне реальные обоснования. Ведь в его основе лежит древнее предание, рассказывающее об удивительной истории влюбленной пары, которая смогла пронести свои чувства через всю жизнь и даже после смерти остаться вместе. Это легенда о супругах, история любви которых не затерялась, несмотря на века, и стала основой для появления современного праздника 8 июля, посвященного самым важным ценностям: семье, любви и верности.

История праздника

Всероссийский праздник семьи, любви и верности в честь святых Петра и Февронии в современной интерпретации появился относительно недавно. Инициатором такого торжества выступил в 2001 году мер Мурома, так как именно в этом городе происходили исторические события, описанные в народных сказаниях.

Идея празднования своего российского Дня влюбленных была поддержана правительством страны. Но праздник получил более глубокую смысловую нагрузку. На первый план вышли семейные ценности и, конечно, любовь и верность. Статус официального национального праздника этот день получил в 2008 году, когда был подписан соответствующий Указ.

День, когда отмечается День семьи, любви и верности, был связан с церковным православным праздником, который появился на Руси в1547 году, когда лики святого Петра и святой Февронии были канонизированы.

День памяти святых припадает на 8 июля по новому стилю. Именно в этот день в 1228 году супруги покинули этот мир, умерев вместе.

Чтобы понять, почему смерть муромских правителей 13 века, стала поводом для канонизации, и как супруги стали покровителями всех влюбленных на Руси, нужно познакомиться с удивительной историей их жизни.

История удивительной любви

Согласно древней легенде князь Петр после сражения со Змеем, принимавшим облик его брата, тяжело заболел. В некоторых источниках указывается, что правитель Мурома был поражен проказой. Болезнь считалась неизлечимой, и все усилия знахарей и лекарей были тщетными.

Во сне молодому князю явилось видение, в котором излечение ему принесла бедная крестьянка Феврония, дочь пасечника, проживающего в деревне рязанской губернии. И насколько было велико удивление, когда в указанном селении действительно была обнаружена девушка с таким именем, которая неплохо разбиралась в травах. К тому же она не была лишена красоты и благочестия.

Князь, не слишком веря в пророческий сон, пообещал девушке жениться на ней, если она излечит правителя от недуга. Радостью и шоком для Петра было его излечение. Но слова своего мужчина не сдержал, боясь навлечь на себя гнев и непонимание бояр.

За что и был наказан Господом – болезнь вернулась и принесла нестерпимые боли. Февронья, не требуя ничего взамен, повторно избавляет князя от мучений. Но в этот раз Петр смог разглядеть душевную чистоту и красоту девушки.

Наперекор всем мнениям князь женится на простой крестьянке, чем вызывает гнев муромских бояр, которые отказались повиноваться княжне-крестьянке. Петр был вынужден покинуть родной город с молодой женой, так как злые люди не оставили им выбора.

Но простой люд, узнав о великой любви их правителя, взбунтовался, требуя вернуть любимого князя. Бояре вынуждены были идти на поклон к Петру с просьбой вернуться в Муром.

Правила пара до преклонных лет, завоевав любовь и уважение горожан. И только в старости отправились в монастырь, где и приняли постриг, чтобы просить Господа забрать их вместе.

На удивление, скончались Петр и Феврония действительно одновременно, и по завету были похоронены в одном гробу. Но даже после смерти их любовь столкнулась с непримирением. Монахи были против такого погребения и похоронили мужчину и женщину каждого в своем монастыре. Насколько же велико было удивление, когда на следующий день тела снова оказались в одном гробу. Монахи приняли чудесное перенесение тел предзнаменованием и не стали перемещать тела усопших.

С тех пор Петр и Феврония навсегда остались вместе, даже после смерти сохранив единство. Через 300 лет Давид и Ефросиния, как были названы они в монастыре, были причислены к святым, а их мощи перенесены в Свято-Троицкий монастырь, находящийся в Муроме, где покоятся и по сей день.

Народной традиции и приметы

Нередко народные традиции противоречат церковным канонам. Поэтому относиться к ним можно двояко. Тем не менее, многие приметы прижились и стали довольно популярными.

Именно с 8 июля начинались работы в поле по покосу травы. С Петра и Февронии начиналась самая жаркая пора. Еще 40 дней будет держаться сухая погода.

Также к этому дню полностью созревали различные целебные травы полей и лесов. Поэтому именно 8 июля припадал на день колдунов, ведьм и всякой нечисти. Но с 8 июля все водные жители типа русалок, водяных уходят в глубину. Поэтому разрешено купаться, не боясь нечисти до Ильина дня.

Что касается любовных и семейных отношений, именно на Петра и Февронью было принято свататься. Пары, решившие в будущем связать свою судьбу, просили святых укрепить их веру и дать совместного счастья. А вот тем, кто не успел до этого дня найти пару, предрекали ходить в холостяках или девках еще целый год, до следующей весны.

Современные традиции

День Петра и Февронии в 2019 году состоится 8 июля и особенно пышно, как обычно, он пройдет в Муроме. Именно здесь покоятся мощи святых, к которым спешат не только верующие, но и люди, далекие от веры. Ведь о чудесах покровителей семьи ходят настоящие легенды, которые известны далеко за рубежами Муромской области.

Венчание

Влюбленные стараются прикоснуться к святым мощам, чтобы их союз стал крепким и долговечным. Обращаются к святым и бездетные пары. Ведь семья не может считаться полноценной без наследников. И действительно, происходят чудеса – пары, отчаявшиеся бороться с проблемой, узнают радость материнства и отцовства.

Большой популярностью пользуются памятники знаменитой паре. Сегодня такие скульптурные сооружения возведены не только в Муроме, где идея была воплощена впервые, а еще в 80 городах России.

Существует примета, что брак, заключенный в этот день, будет счастливым. Поэтому многие пары стремятся, выбирая летом, какого числа расписаться, часто останавливаются на 8 июля. В каждом городе можно увидеть свадебные процессии, которые спешат к памятнику покровителей семьи.

Но мало кто учитывает, что 8 июля всегда припадает на Петров пост, а венчаться в этот день церковью запрещено.

Новые символы праздника

Такой глубоко символичный праздник не мог остаться без своего символа и официальных наград. Поэтому оргкомитету, специально созданному для разработки мероприятий, посвященных новому празднику, было поручено продумать и эту сторону вопроса.

Символ семьи, любви и верности

Так появился официальный символ – ромашка, в белых лепестках которой спрятана пара ярких лепестков красного и синего цвета. Такой выбор никого не удивил. Ведь именно этот цветок всегда ассоциировался с чистотой, верностью, невинностью. А кто из нас не гадал на ромашке, отрывая лепестки в надежде, что выпадет: «Любит и к сердцу прижмет».

Также появилась и специальная награда. Семьям, которые являются образцовыми, в этот день вручают медаль «За любовь и верность», на которой изображены Петр и Феврония с одной стороны и символическая ромашка с обратной.

Появился даже Гимн Семьи, с которого обязательно начинается празднование 8 июля в любом городе.

Поделиться