Реализация федеральной программы формирование комфортной городской среды. Приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды». Рекомендации к фирменному стилю. Что обустроят кроме дворов

Разработанный Минстроем России Национальный проект «Жилье и городская среда» в рамках исполнения Указа Президента, включает четыре федеральных проекта:

  1. «Ипотека» : нацелен на создание возможностей для приобретения жилья с использованием ипотечного кредита. Предусмотрены мероприятия по переводу рынка ипотеки в электронный формат, а также формирование ликвидного рынка ипотечных ценных бумаг.
  2. «Жилье» : направлен на увеличение объема ввода жилья, в том числе путем введения безрисковых для граждан инструментов инвестирования в жилищное строительство, эффективному вовлечению земель, поддержке строительства инфраструктуры в проектах жилищного строительства, а также модернизации строительной отрасли и оптимизации административных процедур.
  3. «Формирование комфортной городской среды» : предполагает реализацию комплексных проектов развития городской среды для создания достойных условий жизни граждан и конкурентоспособных городов. Проекты будут отбираться на конкурсной основе. Важнейшими критериями их оценки станет влияние на социально-экономическое развитие конкретного города, региона и страны в целом. Принципиальным условием остается максимальное вовлечение граждан в решение вопросов городского развития, в том числе с широким использованием цифровых технологий. Отдельное внимание будет уделено проектам развития городской среды в малых городах и исторических поселениях – ежегодно на конкурсной основе будут отбирать по 80 лучших проектов, реализация которых поможет сохранить самобытность и культуру нашей страны.
  4. «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» : предполагает создание постоянно действующего механизма расселения аварийного фонда с точными параметрами признания дома аварийным на базе успешно реализованных программ переселения граждан из аварийного жилья 2013-2017 годов. Планируется сформировать расширенный набор инструментов для реализации программ: выкуп жилья, мена, субсидии на приобретение, развитие застроенных территорий, наёмные дома.

Основные показатели реализации проекта до конца 2024 года включают:

  • увеличение доступности ипотечных кредитов и снижение ставки по ним до 8%;
  • ежегодное введение в строй 120 миллионов квадратных метров жилья;
  • повышение индекса качества городской среды на 30 процентов и сокращение количества городов с неблагоприятной средой в два раза;
  • создание действенного механизма расселения граждан из аварийного жилья.

Единая информационная система жилищного строительства (наш.дом.рф)

Реализации Национального проекта «Жилье и городская среда» в значительной степени поспособствуют информационные системы в строительстве, созданные и формируемые, в том числе по инициативе Минстроя России.

Единая информационная система жилищного строительства призвана обеспечить всестороннюю поддержку участников рынка. Воспользоваться ей могут граждане, контролирующие органы, органы местного самоуправления, застройщики, участники долевого строительства. Особое внимание уделено информации для граждан – в системе реализован поиск объектов по регионам, сроков сдачи и класса объекта жилья.

Данная система реализует принципы управления процессами жилищного строительства для граждан и всех участников жилищной сферы, а также позволит контролировать соблюдение застройщиками требований Закона о долевом строительстве.

Оператором ЕИСЖС является АО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию».

Хронология и план мероприятий:

  • 07 мая 2018 года опубликован Указ Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
  • 06 августа 2018 года прошло Заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам ;
  • август-сентябрь 2018 года Минстроем России завершена разработка паспорта нацпроекта;
  • октябрь 2018 года – представление нацпроекта Государственной Думе для принятия.
  • Источники: minstroyrf.ru, otr-online.ru, наш.дом.рф

«Формирование комфортной городской среды» – приоритетный проект Минстроя, инициированный партией «Единая Россия» и рассчитанный на 2017–2022 годы. За это время власти собираются комплексно благоустроить все дворы и общественные пространства во всех муниципалитетах страны с населением более 1 000 человек. При этом дворы, которые нуждаются в ремонте, будут выбирать сами жители.

В Белгородской области в 2017 году в программе поучаствуют четыре муниципалитета – Белгород, Губкин, Белгородский и Шебекинский районы.

Почему только эти четыре муниципалитета?

Их выбрал областной департамент ЖКХ на основе обозначенных Минстроем критериев. В 2017 году среди них было несколько обязательных:

1) Участие в программе областного центра

2) Участие в программе моногорода

Белгородский и Шебекинский районы выбрали потому, что на этих территориях в 2016 году активно выполнялись программы капремонта многоэтажек. Кроме того, эти муниципалитеты захотели софинансировать проект.

Во сколько обойдётся проект и кто платит?

Проект реализуют на условиях софинансирования: более 263 млн – это федеральная субсидия и 135 млн – деньги регионального бюджета. Ещё 76 млн 830 тыс. добавят муниципалитеты. Таким образом общий бюджет для Белгородской области на 2017 год – 475 млн 664 тыс. руб . Из них две трети потратят на ремонт дворов и ещё треть – на обустройство общественных пространств.

Фото Елены Байтингер

Как будет выбирать дворы для программы?

Если раньше люди думали, что чиновники выбирают, какой двор ремонтировать, а какой нет, то теперь жители сами будут это определять . Каждый может принести в местную администрацию или управление ЖКХ заявку с предложением благоустроить свой двор. Во всех муниципалитетах создали комиссии, куда вошли старшие по домам, представители общественных движений и т. д.: они рассмотрят заявки и сформируют так называемый адресный перечень – список дворов, которые будут ремонтировать. Главный критерий опять же – свежий капремонт домов.

А что будут делать с двором?

Как именно благоустроить конкретный двор, будут решать на собрании собственников, причём не только жилых помещений, но и магазинов, офисов – всех, кто пользуется двором. Когда перечень работ утвердят, местное управление архитектуры нарисует дизайн-проект, который жители опять же смогут обсудить на собраниях и внести свои коррективы – каждый сможет повлиять на ход благоустройства. Если люди не смогут договориться, собрание проведут повторно, и большинством голосов примут окончательный вариант проекта. Дальше к делу подключится подрядчик, который должен справиться со всеми работами до конца 2017-го.

А я при чём?

Проект предполагает участие в благоустройстве горожан – либо финансовое, либо трудовое. Это значит, что жителям не возбраняется самим скинуться, к примеру, на дополнительное игровое оборудование или саженцы растений для клумбы. Впрочем, это необязательно: проведение субботников и поддержание благоустроенного двора в чистоте тоже засчитываются. Желание или нежелание жителей следить в дальнейшем за своим двором – одно из условий, которое может существенно повлиять на принятие от них заявки.

Как именно преобразятся дворы?

Есть обязательный и дополнительный перечни работ. В обязательный входят ремонт проездов, тротуарных дорожек, установка лавочек и урн, освещение и т. д. В перечне необязательных работ – озеленение, обустройство дополнительных парковочных площадок, установка спортивного или детского оборудования – то, что выберут сами жители.

Фото Наталии Козловой

Сколько дворов отремонтируют в 2017-м?

Точной цифры пока нет – всё зависит от количества заявок и бюджета. В среднем ремонт одного двора обходится в 6–8 млн рублей, но большой двор в новостройке может потребовать все 20 млн. Поэтому комиссия при участии горожан будет выбирать: сделать ли один огромный двор за 20 млн или потратить эти деньги сразу на четыре двора в хрущёвках. В областном департаменте ЖКХ рассчитывают в этом году благоустроить около 40 дворов.

Что обустроят кроме дворов?

В рамках программы обустроят также территории общественного пользования (к примеру, набережные) – по одной в каждом муниципалитете. Уже сейчас жители могут подавать заявки и предлагать на рассмотрение комиссии те или иные общественные пространства. На их благоустройство потратят около 158 млн рублей из бюджета проекта.

Например, в Белгороде жители города могут предложить свой вариант общественной территории, которая будет благоустроена в этом году. Голосование проводится на портале «Активный горожанин» . Предложения как по дворам, так и по общественной территории принимаются до 10 апреля.

А что с парками и скверами?

Обустройство парков и скверов – это отдельный проект с отдельным финансированием, рассчитанный на города с населением от 250 тыс. человек. В этом году в Белгородской области под программу попадёт только парк им. Ленина в Шебекино – как единственный парк в этом муниципалитете. На его благоустройство потратят 11 млн рублей: 3,5 млн даст регион, 7,5 млн – федеральная субсидия. Если парков в муниципалитете несколько, выбирать один из них будут горожане (в следующем году).

Что потом?

Потом региональные власти разработают пятилетнюю программу на 2018–2022 годы. В ней поучаствуют все муниципалитеты, все населённые пункты, где живёт более 1 000 человек. Сколько федеральных субсидий получит регион на следующий год, зависит от того, как проведут программу в 2017-м. В конце года созданная при губернаторе комиссия выберет из отремонтированных дворов Белгорода, Губкина, Шебекинского и Белгородского районов два лучших, проекты которых направит в Минстрой. Там сформируют рейтинг, на основе которого распределят субсидии на будущий год. Пока никаких цифр на 2018-й нет, как нет и критериев, по которым регионы должны будут определять муниципалитеты для участия.

Елена Байтингер

Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса.

1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой формой.

2. В электронном обращении может содержаться заявление, жалоба, предложение или запрос.

3. Электронные обращения, направленные через официальный Интернет-портал Минстроя России, поступают на рассмотрение в отдел по работе с обращениями граждан. Министерство обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. Рассмотрение электронных обращений осуществляется бесплатно.

4. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" электронные обращения регистрируются в течение трёх дней и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Министерства. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минстроя России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.

5. Электронное обращение не рассматривается при:
- отсутствии фамилии и имени заявителя;
- указании неполного или недостоверного почтового адреса;
- наличии в тексте нецензурных или оскорбительных выражений;
- наличии в тексте угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- использовании при наборе текста некириллической раскладки клавиатуры или только заглавных букв;
- отсутствии в тексте знаков препинания, наличии непонятных сокращений;
- наличии в тексте вопроса, на который заявителю уже давался письменный ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями.

6. Ответ заявителю обращения направляется по почтовому адресу, указанному при заполнении формы.

7. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

8. Обращения, поступившие через сайт, обобщаются и представляются руководству Министерства для информации. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы в разделах «для жителей» и «для специалистов»

В феврале текущего года Правительство РФ предприняло шаг навстречу развитию комфортной, эргономичной, продвинутой городской среды (Постановление Правительства РФ №169 от 10 февраля 2017 г.), который может стать переломным моментом в истории развития российских городов.

Речь в данном Постановлении идет о новом подходе к распределению федеральных субсидий между дотационными субъектами РФ, направленных именно на поддержку программ развития современной городской среды. За несколько месяцев до того, в ноябре 2016 года, была принята и начала внедряться приоритетная программа «Формирование комфортной городской среды», обозначавшая основные направления предпринимаемых в ближайшем будущем действий.

Предполагается, что основная часть всего бюджета программы будет выделена из федеральной казны, оставшуюся часть расходов покроют сами регионы. В 2017 году заложены суммы 20 и 10 миллиардов рублей соответственно. Однако это общие цифры, в регионах эти соотношения могут отличаться. Например, в Республике Коми это соотношение будет выглядеть как 51 на 49, а в Крыму все 100% покроет госбюджет.

В документе также распределяются приоритеты внутри городов. В частности, предусматривается, что две трети выделенных субсидий должны быть направлены на развитие дворовых территорий, и лишь одна треть – на парки, скверы, пешеходные зоны и т. д. Это несомненно добрый знак. Наши дворы уже давно должны уйти от привычной схемы «детские качели плюс столик для домино», и это в лучшем случае, и стать местом, где жители, особенно маломобильные, могут качественно проводить время, заботясь о своем здоровье, общаясь друг с другом и т.д.

Еще одна особенность программы – высокий уровень вовлеченности городских жителей в процесс выбора проектов. Для того чтобы получить субсидию, претенденты должны будут предоставить отчеты о проведенных собраниях горожан, о работе общественных комиссий, в ходе которых определялись основные направления деятельности по формированию общественных пространств. Кто, если не жители, знают о нуждах местных подростков, любителей животных, пожилых людей? Открытый диалог между градостроителями и обществом – это перспективный способ выделения приоритетов в программах по развитию городской среды.

Более того, на мой взгляд, таким образом создается полезный прецедент участия жителей в решении проблем коммунального обустройства, что в дальнейшем может вылиться в плодотворную дискуссию о способах решения накопившихся проблем ЖКХ, безопасности, досуга молодежи и т.д. Для того чтобы избежать вкусовщины и прочих крайностей, необходимо установить баланс отношений по принципу «треугольника»: городские власти – экспертное сообщество – горожане, в том числе представители бизнеса, способные осуществлять реальный вклад в развитие городских структур.

Первые шаги, предпринятые за последнее десятилетие в крупных городах России, уже показали неплохой результат. Среди наиболее ярких проектов можно отметить следующие:

  • Работа Совета по развитию общественных пространств в Москве.
  • Реконструкция парка Горького в столице, а также перестройка Триумфальной, Театральной площадей и площади Революции.
  • Комплексные площадки «Дивный город», «Лахта», «Новая Голландия» и т.д. в Санкт-Петербурге, где горожане не только отдыхают семьями, но и имеют возможность приводить детей на развивающие мероприятия.
  • Различные арт-центры, музеи под открытым небом антикафе и т.п. в крупных городах России, таких как Самара, Казань, Пермь и др.

Однако еще рано говорить о результатах изменений в инфраструктуре российских городов, поскольку для нас все только начинается. Обращение к статистике зарубежного опыта строительства комфортной городской среды внушает оптимизм. Например, чего стоит доклад управляющей компании Central Park Conservancy о том, что центральный парк Нью-Йорка спровоцировал увеличение рыночной стоимости близлежащей недвижимости на 11,5 млрд. долларов! Кроме того, расположенные в этой общественной зоне коммерческие объекты создают дополнительный налоговый поток величиной в 400 млн. долларов в год.

В целом для нас очевидно, что общественные пространства, являясь центрами притяжения городских жителей, дают не только финансовый результат, но и становятся факторами декриминализации и культурного оздоровления городской атмосферы. Новый тренд в государственной политике дает надежду, что наши города ожидает серьезная социальная реформация.

Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса.

1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой формой.

2. В электронном обращении может содержаться заявление, жалоба, предложение или запрос.

3. Электронные обращения, направленные через официальный Интернет-портал Минстроя России, поступают на рассмотрение в отдел по работе с обращениями граждан. Министерство обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. Рассмотрение электронных обращений осуществляется бесплатно.

4. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" электронные обращения регистрируются в течение трёх дней и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Министерства. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минстроя России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.

5. Электронное обращение не рассматривается при:
- отсутствии фамилии и имени заявителя;
- указании неполного или недостоверного почтового адреса;
- наличии в тексте нецензурных или оскорбительных выражений;
- наличии в тексте угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- использовании при наборе текста некириллической раскладки клавиатуры или только заглавных букв;
- отсутствии в тексте знаков препинания, наличии непонятных сокращений;
- наличии в тексте вопроса, на который заявителю уже давался письменный ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями.

6. Ответ заявителю обращения направляется по почтовому адресу, указанному при заполнении формы.

7. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

8. Обращения, поступившие через сайт, обобщаются и представляются руководству Министерства для информации. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы в разделах «для жителей» и «для специалистов»

Поделиться