Линде н д эмоционально образная терапия. Эмоционально-образная (аналитически-действенная) терапия: чувство — образ — анализ — действие. Отличия от близких терапевтических школ

Эмоционально-образная терапия – одна из современных ветвей психотерапии, а ее автор - Линде Николай Дмитриевич.

Мишенью этой терапии являются эмоции, точнее хронические и при этом негативные эмоциональные состояния, возникшие по тем или иным причинам, и порождающие нежелательные психологические и психосоматические симптомы. Средством же работы с эмоциональными состояниями служат образы (зрительные и другие), выражающие, с точки зрения клиента, его проблемные состояния. С помощью этих образов, в совместной работе с клиентом, терапевт анализирует причины, приведшие к возникновению хронического негативного эмоционального состояния, а потом помогает клиенту преобразовать негативное состояние в позитивное, мысленно воздействуя на соответствующий образ. Методы воздействия на образ не могут быть механическими, они достигают успеха, если ведут к искреннему и экологически правильному разрешению исходного конфликта. Субъективно клиент работает с образом, а реально - с самим собой.

Изменение эмоционального состояния ведет к исчезновению негативных психосоматических симптомов и проявлению позитивного самочувствия, а также к автоматическому изменению строя мышления и способов поведения.

Эмоционально-образная терапия. Примеры.

Пример 1

Воспитатель приемного отделения пожаловалась на то, что воспитанник Дмитрий не воспринимает ее просьб и позволяет в ее адрес нецензурную брань. Найти точки соприкосновения она не может, и со временем у нее выработались по отношению к воспитаннику негативные чувства. Мы не стали проводить подробный анализ ситуации. Ей было предложено представить себе образ того воздействия, которое оказывает на нее воспитанник. Это был канат, который сдавливал ее в области груди. Затем была просьба представить образ той части, которая подвергается давлению. Это был образ желтого цыпленка. Мы предложили усиливать, посылать цыпленку энергетический поток до тех пор, пока давление на него полностью не исчезнет. Со временем канат упал к ногам, а потом превратился в змею и исчез, а цыпленок стал большим и сильным. Воспитатель охарактеризовала свои ощущения как теплые, приятные. Она была спокойна и чувствовала некое освобождение. Проверив результат, мы увидели, что первоначальной агрессии к подростку воспитатель не испытывает.

В этот же день была проведена работа и с воспитанником Дмитрием.

По его словам, воспитатель постоянно придиралась к нему, давила на него и требовала полного подчинения. Из-за этого их отношения испортились, и ему постоянно хочется ей отомстить.

Мы предложили ему представить себе юношу, на которого давит эта воспитательница, а также образ воздействия на него. Он представил юношу и огромный валун, который давит ему на грудь и не дает дышать полной грудью. Дмитрию было предложено направить юноше в эту точку много энергии. Он сначала не мог сделать это, так как энергия, по его словам, отсутствовала. Тогда мы попросили его представить цветовой поток, который течет в сторону юноши. Поток был разноцветный, чистый, переливался всеми цветами радуги. После того как он направил поток, валун раскололся сначала на две части, а затем на мелкие кусочки, пока совсем не исчез из поля зрения. При этом у юноши, по словам Дмитрия, выросли мышцы, он стал более уверенным в себе. Дмитрий принял его в себя и слился с ним. После этого мы проверили достигнутый результат на воображаемой ситуации общения с воспитательницей. Злости и ненависти к ней Дмитрий не испытывал, он был к ней просто равнодушен.

Дальнейшее наблюдение за взаимодействием воспитателя и воспитанника показало, что они дистанцировались друг от друга и их отношения стали носить не агрессивный, а деловой характер. Общение строилось по схеме: Взрослый - Взрослый.

Имея такой опыт, воспитатель приемного отделения в дальнейшей своей работе уже не допускала слов и интонаций, унижающих и оскорбляющих достоинство ребенка. Она сама отмечала, что ей стало легче работать и общаться со всеми воспитанниками центра. Она стала осознавать, что не дети виноваты в том, что они попали в такую сложную жизненную ситуацию, и действовала уже не приказом и наставлением, а старалась помочь ребенку.

Пример 2

П. ощущает боль в пояснице. Движения скованные. Боль мешает работе, снижает настроение.

После принятия удобной позы, расслабления, сосредоточения внимания на себе, затем перед собой. П. представляет боль в виде образа. Боль как коричневый комок ощущается внутри тела. Мысленно разделяем тело и образ боли как в кино. Боль превращается в какого-то зверька. Хочется его отпустить. П. отпускает зверька. Реальная боль сразу уходит. Образ здорового тела совмещаем с реальным.

В результате у П. возникло ощущение, что он сам держал эту боль. Достаточно было отпустить.

Болевые ощущения иногда связаны с внутренним напряжением. Мысленно позволяя телу отпустить боль, мы даем команду подсознанию на расслабление, снимая напряжение.

Пример 3

Обратилась женщина, назовем ее Н., с проблемой: она постоянно испытывает усталость на работе, нет возможности пойти в отпуск, нет сил решать задачи, хотя со здоровьем все в порядке.

После нескольких минут расслабления, выравнивания дыхания, с помощью психолога Н. представляет себя со стороны, видит свое состояние в образе потрепанной замусоленной тряпки. Процесс трансформации включает с себя выстирывание в воображении этой тряпки, она становится чистой, белой, есть желание прополоскать ее с кондиционером, высушить на ветру. Тряпка превратилась в свежую скатерть, подкрахмалила. Постелила на стол, поставила вазу с цветами. В результате лицо посвежело, Н. улыбается. Состояние значительно лучше. Настроение хорошее, появилось желание заняться домашними делами.

В результате небольшого сеанса ощущение свежести и чистоты дало Н. почувствовать прилив сил, дало возможность ощутить отдых, позволило продолжить работу.

Что это такое ЭОТ, по мнению использующего этот метод психолога. Понять суть методики и возможность пройти консультацию эмоционально-образного терапевта.

Приветствую вас, уважаемый читатель, раз вы оказались на этой странице, посвящённой современному методу краткосрочной психотерапии эмоционально-образная терапия или просто ЭОТ (EIT) вы хотите узнать и понять, что это за метод и как он работает, или найти психолога владеющего этой техникой, то есть, эмоционально образного терапевта, или более точно, эот – терапевта.

Спешу вас обрадовать, вы зашли по адресу и вы сможете найти здесь и первое и второе…

Я, как психолог использующий ЭОТ в своей работе, в этой статье расскажу вам:

  • кто создатель эмоционально образной терапии
  • Суть и принципы ЭОТ
  • какие психологические проблемы можно им решать
  • сильные и слабые стороны методики
  • почему я его использую
  • как я вам смогу помочь используя ЭОТ

Кто создатель эмоционально образной терапии

Линде Н.Д является автором методики и основателем центра эмоционально-образной терапии. Используя свой многолетний опыт консультирования и нестандартное мышление, в отличии от множества других методов работы с негативными эмоциями, он добавил такой важный элемент, как визуализацию, использование образов, что является очень эффективным в работе.

Суть и принципы ЭОТ

Как я и писал выше, эмоционально-образная терапия главным образом основана на визуализации неосознаваемых психических процессов, для их выявления и дальнейшей работы с помощью уже существующих инструментов различных психотерапевтических направлений, именно так, сам автор метода Линде Н.В, не скрывает и не отрицает другие психологические школы и успешно применяет их методы в своих сессиях, в чём можно убедиться, ознакомившись с демонстрациями. Например, приём проецирования образа на находящийся рядом стул знаком всем из гештальт-терапии и монодрамы.

Одним из открытий ЭОТ является система интерпретации образов, с помощью чего процесс терапии ускоряется и можно установить связь возникшего образа с чем-то реальным в вашей жизни.

Как и классические метод психотерапии, эмоционально-образная терапия ставит в основание психических, или психосоматических нарушений, подавленные эмоции, которые возникли когда-то в прошлом, и породили неразрешённый внутренний конфликт.

Какие психологические проблемы можно им решать

ЭОТ можно применять для устранения любого рода психологических и психосоматических проблем, с особенно выраженными эмоциональными и телесными проявлениями, исключением являются неизлечимые психические заболевание, так называемые клинические случаи.

Исходя из личного опыта использования, наиболее эффективен метод в лечении именно от психосоматических расстройств, то есть когда есть какое-то физиологическое нарушение, или дискомфорт, порождённые психогенными факторами, также при лечении фобий, страхов.

Сильные и слабые стороны методики

Трудно сказать однозначно, ведь как всегда, эффективность любой методики упирается в личность, профессионализм психолога, давайте будем исходить их того, что я буду давать определение сильным и слабым сторонам исходя из ситуации, когда специалист будет использовать только этот метод

  1. Можно быстро выяснить причину проблемы (в случае если она неизвестна изначально)
  2. Быстрый результат, в случае если терапевтируемому подошёл этот метод терапии (об этом подробнее в минусах)
  3. Хорошо подходит для работы с психосоматикой

Минусы (если можно так выразиться, потому что в руках образованного психолога, владеющего другими методиками, использование ЭОТ в терапии не составит проблем):

  1. Не для всех типов восприятия. Как вы знаете, одним людям легко удаётся представлять образы, а другим – трудно, соответственно, человеку которому трудно, будет очень непросто проводить эмоционально-образную терапию.
  2. Закрепление результата. Сейчас поясню, по сути, любой метод психотерапии ограничен, потому что он не включает в себя что-то очень важное, что есть в других, также и здесь, в ЭОТ, после того как ваши неприятные эмоции, или ощущения в теле ушли, нет никакой гарантии что они не вернуться, так как не была проведена работа с осознанием, поиском причины, анализом поведения и ограничивающих убеждений, что является ключевой практикой в таких психотерапевтических школах, как РЭПТ или КПТ.

Почему я использую эмоционально-образную терапию

Как я писал выше, применение образов для диагностики и выявления неосознаваемых причин проблем очень помогает в работе с людьми, которым сложно выводить наружу эмоции и определять их. Применение ЭОТ позволяет обходить защитные механизмы психики и очень эффективно для людей с определённым типом восприятия.

Использую я ЭОТ в основном в случаях психосоматики и когда человек подавил эмоции и при наличии явной проблемы, уходит от негативных эмоций

Кто я такой и как я вам смогу помочь используя ЭОТ

Если вы ищете эмоционально-образного терапевта, я вам предлагаю воспользоваться моими услугами, опытом и навыками психотерапевта и записаться ко мне на ознакомительную психологическую консультацию онлайн.

Подробнее обо мне и услугах можно узнать

Если же вы сразу хотите попасть ко мне на вводную бесплатную сессию, пройдите по и оставьте заявку

С уважением к вашему времени и психике

Поделиться