Осуществлением государственной поддержки малого и. Формы государственной поддержки малого бизнеса в россии. Характеристика упрощенной системы налогообложения

— это комплекс мер, направленных на становление, развитие и стабилизацию сегмента малого бизнеса. К сожалению, далеко не все начинающие бизнесмены знают, на какую помощь они могут рассчитывать, потому многие вообще не обращаются за ней. О том, какие виды существуют и как их получить, поговорим в этой статье.

Программа поддержки малого предпринимательства

Государственная поддержка малого предпринимательства — это не только выделение денежных средств на определенные цели, но и сопутствующие виды помощи, которые не менее востребованы (а в некоторых ситуациях и более), чем финансы.

Каждый субъект Российской Федерации в рамках реализации программы государственной поддержки малого предпринимательства вправе организовывать и проводить собственные мероприятия по оказанию помощи предпринимателям.

Что подразумевает господдержка малого предпринимательства?

В самом общем виде существует несколько направлений деятельности:

Не знаете свои права?

  • субсидирование,
  • обучение,
  • организация выставочно-ярмарочной деятельности,
  • бесплатные консультации узкопрофильных специалистов,
  • предоставление в аренду земельных участков или помещений для малых предприятий.

Теперь давайте рассмотрим каждый из вариантов оказываемой государственной поддержки малого предпринимательства в отдельности.

  1. Обучение
    В каждом субъекте Федерации организовываются различные тренинги, семинары, конференции, читаются лекции по темам, которые актуальны для новичков в сфере бизнеса и тех, кто решил его расширить, но не знает с чего начать. Более того, на таких занятиях можно получить ответы на вопросы, нередко возникающие при реализации бизнес-идеи на практике. Важным аспектом также является то, что подобные обучающие курсы проводятся совершенно бесплатно. На них рассматриваются вопросы бизнес-планирования, возможности снижения затрат на проведение маркетинговых мероприятий, правильного ведения кадрового делопроизводства, налогов и налогообложения, пенсионных и страховых отчислений, охраны труда работников и так далее.
  2. Организация выставок и ярмарок
    Данный вид государственной поддержки малого предпринимательства позволяет начинающим бизнесменам снизить расходы на демонстрацию своего товара или рекламу оказываемых услуг (выполняемых работ), обменяться опытом с другими бизнес-субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность или сопряженную с таковой. Кроме того, выставки и ярмарки — это бесплатные торговые площадки, которые позволяют за несколько дней реализовать часть представляемого товара, найти деловых партнеров и заключить договоры.
  3. Консультирование
    На базе служб занятости населения, фондов поддержки малого и среднего бизнеса, иных некоммерческих структур организовываются пункты помощи по различным специфическим вопросам, с которыми сталкиваются начинающие предприниматели. Здесь вам могут оказать помощь профессиональные бухгалтеры, юристы, экономисты, специалисты в области труда и занятости. Такие консультации, как и вышеперечисленные меры государственной поддержки малого предпринимательства , оказываются на бесплатной основе.
  4. Субсидирование (наиболее востребованный вид помощи от государства)
    Субсидирование производится по разным направлениям и на разные цели. С одной стороны, государственная поддержка малого предпринимательства в виде субсидий направлена на тех, кто только планирует открыть свой бизнес (субсидии на открытие бизнеса), с другой — на тех, кто планирует развиваться далее или модернизировать производство.

    В первом случае деньги выделяются гражданам с перспективными проектами, которые изыскивают средства для начала своего дела. Здесь очень важно доказать, что ваш бизнес нужен региону, в котором вы планируете осуществлять деятельность, а также что вами просчитаны риски и вы уверены в окупаемости своей бизнес-идеи (См. Субсидии малому бизнесу: как получить субсидии для малого бизнеса) .

    Во втором случае государство готово помочь уже состоявшимся бизнесменам, которые планируют расшириться, приобрести новое оборудование, открыть новое направление. При этом денежные средства призваны компенсировать часть затрат, направленных на эти цели, в т. ч. уплату кредитов, оплату лизинговых платежей, проведение коммуникаций, открытие новых структурных подразделений с созданием дополнительных рабочих мест и т. д. Важно отметить, что при принятии решения о выдаче субсидии комиссия учитывает не только перспективность вашего бизнеса, но и его приоритетность для региона. В большинстве случаев к приоритетным направлениям деятельности относятся: инновационная, образовательная, медицинская, сельскохозяйственная, культурная и т. п.

  5. Предоставление помещений и земельных участков
    Конечно, бесплатно вам никто в пользование землю или помещение не даст, однако у государства арендовать их молодым предпринимателям будет гораздо выгоднее, чем у частных лиц. Земля и квадратные метры предоставляются на льготных условиях, что позволяет сэкономить весьма существенные суммы.

Поддержка молодых предпринимателей, как получить помощь

О видах государственной поддержке малого предпринимательства мы поговорили, теперь самое время рассмотреть вопрос о том, как получить помощь на открытие или развитие бизнеса молодым предпринимателям. На нее можно рассчитывать только в том случае, если начинающие бизнесмены заявили государству о своем существовании.

Первое, что для этого необходимо сделать, — зарегистрировать свое предприятие в госреестре и представить соответствующие документы в региональный фонд поддержки малого и среднего предпринимательства. В фонде вы сможете получить подробную информацию о том, какие мероприятия проводятся в настоящее время и планируются в ближайшем будущем. Кроме того, вам расскажут о том, какие документы и куда следует подать, чтобы принять участие в этих мероприятиях.

Скачать форму договора

Следует сказать, что все виды материальной поддержки осуществляются путем проведения конкурсов и для того, чтобы деньги вам были предоставлены, этот конкурс необходимо выиграть. Зачастую требуется достаточно большой комплект документов, основным из которых является бизнес-план — именно по нему в большей степени будет приниматься решение о том, стоит вам выделять деньги на открытие/развитие бизнеса или нет. Таким образом, к составлению бизнес-плана следует подойти с большой ответственностью. Вы можете заниматься планированием самостоятельно, а можете привлечь для этого специалистов. Не используйте в составлении своего плана сомнительных данных и не преувеличивайте свои возможности — оценивать вас будут профессионалы, которые отлично понимают, чего можно ждать от проекта, а что является не более чем несбыточной фантазией.

При подаче заявки следует помнить, что все выделяемые в рамках господдержки молодых предпринимателей средства являются целевыми, поэтому вы должны точно знать, куда будете тратить средства, если таковые вам выделят.

Необходимо также отметить, что господдержка осуществляется только при условии, что предприниматель отчитается за каждый потраченный им рубль, а если выделенные денежные средства будут потрачены не по назначению, их придется вернуть государству.

Приоритетные направления деятельности для молодых предпринимателей

Мы вскользь уже упомянули о том, что предпочтение при выдаче субсидий отдается предпринимателям, планирующим открывать или развивать свой бизнес по одному из приоритетных для данного региона направлений. Список таких направлений разрабатывается в каждом субъекте Федерации отдельно, но в большинстве своем данный перечень очень схож. Если вы еще не решили, чем заняться, то попробуйте рассмотреть возможность реализации одного из нижеперечисленных видов деятельности, так как это может повысить ваши шансы на получение субсидии.

  1. Сельскохозяйственная деятельность, а также деятельность по переработке сельхозпродукции. К этой же группе можно отнести деятельность по сбору и переработке дикоросов.
  2. Ведение любого вида предпринимательской деятельности в отдаленных областях, регионах, деревнях, селах. Ввиду низкого уровня развития инфраструктуры отдаленных местностей любая деятельность там приветствуется и поощряется государством, в том числе путем субсидирования. К этому же пункту можно отнести придорожный бизнес (например, различные гостиницы и кафе на трассах междугороднего сообщения).
  3. Организация промышленного производства, а также развитие инновационного предпринимательства и предпринимательства среди молодежи. Следует отметить, что, несмотря на то что указанные в этом пункте виды деятельности уже сами по себе являются приоритетными направлениями, повысить шансы на успех можно производством экспортоориентированной продукции. Изготовление любых товаров, которые в перспективе могут быть предметом международной торговли, является еще одним приоритетным направлением деятельности. Так что если вы планируете что-либо производить, то подумайте и о том, может ли результат вашего труда быть интересен иностранным партнерам.
  4. Важной для государства сферой является жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание населения. В такой бизнес государство также готово вкладывать деньги — но только при условии, что вы предложите качественный продукт или уникальное решение.
  5. Транспортный бизнес и туризм. Говоря о транспортном бизнесе, следует понимать и общественный транспорт, и осуществляющий перевозки между населенными пунктами (как пассажиров, так и грузов). С туризмом немного сложнее. Если к турам за границу все уже привыкли и это более-менее освоенная ниша бизнеса, то с туризмом внутри страны все обстоит гораздо хуже. Таким образом, приоритетной является именно организация отечественного туризма.
  6. Социально значимые направления деятельности. Сюда следует включать медицину, образование, спорт, общественное питание, связь и многое другое.
  7. Трудоустройство людей с ограниченными возможностями, а также создание инвентаря и оборудования для благоустройства детских площадок.
  8. Строительство и осуществление выставочно-ярмарочной деятельности.

1. Основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются:

1) заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки;

2) доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих условиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), к участию в указанных программах (подпрограммах);

(см. текст в предыдущей редакции)

4) оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции";

5) открытость процедур оказания поддержки.

2. При обращении субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки субъекты малого и среднего предпринимательства должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм). Не допускается требовать у субъектов малого и среднего предпринимательства представления документов, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Поддержка не может оказываться в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства:

1) являющихся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;

2) являющихся участниками соглашений о разделе продукции;

3) осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;

4) являющихся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

4. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренная статьей 17 настоящего Федерального закона, не может оказываться субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим производство и (или) реализацию подакцизных товаров, а также добычу и (или) реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В оказании поддержки должно быть отказано в случае, если:

1) не представлены документы, определенные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), или представлены недостоверные сведения и документы;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) не выполнены условия оказания поддержки;

Открытие бизнеса с нуля – процесс не только сложный и трудоемкий, но и необычайно затратный. Ввиду этого государство предоставляет финансовую и методическую помощь новичкам в сфере предпринимательской деятельности, помогая им справиться с первыми сложностями, возникающими в период старт-апа.
Сегодня я расскажу об основных направлениях поддержки малого бизнеса, о том, кто может рассчитывать на помощь и как ее получить.

○ Что собой представляет программа поддержки малого предпринимательства?

Программа поддержки предпринимательства – комплекс мер, направленных на развитие и становление малого бизнеса в России.

Нормативное определение понятие выглядит следующим образом:

«Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также - поддержка) - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства (далее - государственные программы (подпрограммы) Российской Федерации, государственные программы (подпрограммы) субъектов Российской Федерации, муниципальные программы (подпрограммы), а также деятельность акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства", осуществляемая в соответствии с настоящим Федеральным законом, в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства (далее также - корпорация развития малого и среднего предпринимательства), его дочерних обществ».
(п. 5 ч. 1 ст. 3 Закона № 209-ФЗ).

Государство предоставляет регионам разрабатывать собственные местные программы помощи субъектам предпринимательской деятельности, поэтому виды поддержки могут несколько отличаться, но в целом они схожи.

Основные формы поддержки, гарантированные малому бизнесу, предусмотрены в ч. 1 ст. 16 Закона № 209-ФЗ. Рассмотрим их подробнее.

Субсидиарная помощь.

Субсидии на предпринимательство предоставляются на основании ст. 78 Бюджетного кодекса. Поддержка в виде субсидий предоставляет собой безвозмездную целевую помощь на покрытие издержек бизнеса и возмещение недополученных средств. Выделяется она из бюджетов различных уровней.

Основные претенденты на получение субсидий:

  1. Граждане, только начинающие заниматься предпринимательской деятельностью. Помощь выделяется на открытие бизнеса при условии, что кандидат на получение денежных средств предоставит хороший бизнес-план.
  2. Граждане, нуждающиеся в поддержке. Субсидирование предоставляется и бизнесменам, ведущим деятельность уже длительное время. Помощь является целевой, поэтому претенденту придется доказать свою нуждаемость в средствах и обосновать свою пользу для региона.

Обучение и переобучение специалистов.

Оказание поддержки осуществляется преимущественно через центры занятости населения. В них проводятся бесплатные тренинги, семинары, лекции.

Обучение проводится:

  1. Для самих предпринимателей. Новоиспеченных бизнесменов учат вести налоговую и кадровую документацию, помогают реализовать на практике бизнес-идеи, информируют о государственных и региональных программах поддержки, рассказывают, где лучше получить кредиты на предпринимательство.
  2. Для персонала. Создаются условия для переподготовки и получения профобразования.

Организация ярмарок и выставок.

Муниципалитеты способствуют продвижению малого бизнеса в виде организаций для них тематических ярмарок и выставок. Так, в зависимости от региональных особенностей, местными органами власти собираются ремесленные, промышленные, сельскохозяйственные ярмарки, на которые приглашают представителей малого бизнеса, занимающихся этими видами деятельности. Такая организация способствует как продвижению товаров, так и формированию специализации отдельных регионов на тех или иных видах промысла, а также повышает культуру населения.

Для малого бизнеса это отличная возможность воспользоваться бесплатными торговыми местами, найти деловых партнеров, перенять опыт у конкурентов.

Консультирование по возникающим вопросам.

Статьей 20 Закона № 209-ФЗ предусмотрено бесплатное консультирование по правовым или экономическим вопросам. Зачастую оно проводится в центрах занятости населения. Также органы местного самоуправления могут создавать специальные консультационные пункты для субъектов малого бизнеса.

Льготная аренда.

Согласно ч. 1 ст. 18 Закона № 209-ФЗ малому бизнесу органы государственной и местной власти могут предоставлять в пользование и владение:

  • Оборудование и инвентарь.
  • Землю.
  • Строения.
  • Здания.
  • Машины, установки и механизмы.

Аренда может осуществляться на льготных условиях за определенную плату или на бесплатной основе. Главное требование при этом – целевое использование переданного имущества.

Срок договора не может быть менее, чем 5 лет. При этом если договор является платным, то предполагается постепенное ежегодное увеличение арендной платы: в первый год – 40%, во второй – 60%, в третий – 80%, далее – 100% (Постановление Правительства РФ № 645).

○ Как получить помощь?

Если вы решили открыть свой бизнес, то для получения помощи следуйте следующему алгоритму.

Регистрация деятельности ИП.

Если у вас еще не зарегистрировано ИП, вы можете претендовать на получение помощи на регистрацию бизнеса. На сегодняшний день нет фиксированной суммы субсидии, субъекты РФ устанавливают размеры поддержки самостоятельно. Например, в Москве это 10 200 рублей.

Чтобы получить данные средства необходимо состоять на учете в ЦЗН.

После того, как вас зарегистрируют в качестве безработного, приступайте к разработке бизнес-плана. Это обязательный документ, который требуется для участия в различных конкурсах на получение грантов. Бизнес-план должен предусматривать осуществление деятельности в качестве ИП как минимум на год.

После этого следует открыть ИП. Осуществляется это в местном отделении ИФНС. Регистрация занимает 3 рабочих дня.

После оформления ИП позаботьтесь о том, чтобы вас добавили в Единый реестр малых и средних предприятий. Данные должны быть внесены в следующем месяце после регистрации ИП 10-числа (ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ).

Требующиеся документы.

Чтобы получить компенсацию через ЦЗН за регистрационные действия потребуются:

  • Заявление.
  • Паспорт.
  • Бизнес-план.
  • Справка об открытии банковского счета.
  • Квитанции, подтверждающие расходы.
  • Выписка из ЕГРИП.

После предоставления всех документов с ЦЗН заключается договор, гражданину компенсируют затраты на регистрацию.

Чтобы получить более существенную помощь, следует принять участие в местных или государственных конкурсах на получение грантов. Для этого проработайте до мелочей свой бизнес-план, составьте резюме и подайте заявку на участие в программе.

Куда обратиться за помощью?

Обратиться можно в местный муниципалитет, где вам расскажут о программах, которые проводятся в вашем регионе.

Кроме того, можно самостоятельно поискать различные проекты и конкурсы. Они могут проводиться государственными комитетами, банками, частными субъектами.

Малое предпринимательство по накопленному к нем человеческому потенциалу, по неисчерпаемому запасу идей, по масштабам рынка, который ему предстоит освоить, призвано стать важнейшим фактором ускорения рыночных преобразований и обеспечения достойных условий жизни миллионов граждан. Данный сектор создает большую часть национальных продуктов, которые являются «питательной средой» для среднего и крупного бизнеса. Поэтому в настоящее время необходима государственная стратегия развития и поддержки малого и среднего предпринимательства.

В России существуют различные организационные формы государственной поддержки и защиты интересов предприятий этой сферы . Более подробно будут рассмотрены прямые и косвенные методы поддержки малого бизнеса.

Государственная финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства относится к прямым методам и реализуется по двум основным направлениям.

Первое из них связано с оказанием субъектам малого бизнеса прямой финансовой помощи в виде субсидий, дотаций, кредитов, в том числе льготных и беззалоговых; гарантий по кредитам коммерческих банков; полной или частичной компенсации финансовым структурам недополученной прибыли при кредитовании субъектов малого предпринимательства по пониженной ставке, а также совместного финансирования за счет бюджета и кредитно-финансовых организаций.

Прямая поддержка малого бизнеса включает в себя бюджетные субсидии малому бизнесу в приоритетных сферах и обслуживающим его организациям.

В 2007 г. принят единый усовершенствованный закон о регулировании малого и среднего бизнеса, отдельным пунктом включающий в себя субсидии малому бизнесу. Программа «Cубсидии на развитие малого бизнеса» призвана четко организовать систему малого бизнеса, установить за ней зоркий контроль и обеспечить каждому заявившему о себе предпринимателю широкую дорогу на пути к предпринимательской деятельности.

Государством предоставляется финансовая поддержка, в виде оказания субсидий малому бизнесу, имущественная, консультационного характера и принятие на себя обязательств по вопросам переподготовки сотрудников малого предприятия.

Финансовая поддержка оказывается за счет специально выделенных в бюджете целевой суммы денежных средств на спонсирование предприятий малого бизнеса. Бюджетные инвестиции в этой программе оказывают положительное влияние на весь финансовый оборот денежных средств. Примером финансовой поддержки может служить выделение 58000 рублей на открытие собственного дела, лицам, зарегистрированным в службе занятости .

Очень хорошо развита кредитная поддержка, которая является хорошей альтернативой предоставленным субсидиям малого бизнеса, так как сумма бюджета, выделенного на эти цели, ограничена.

Кредитование малого бизнеса представляет для банков большой интерес из-за высокой доходности операций и небольших сроков оборачиваемости ссудного капитала.

И хотя многие крупнейшие российские компании предпочитают брать кредиты для бизнеса у иностранных кредиторов (поскольку те предлагают им более выгодные программы кредитования с низкими процентами), сотрудничество с малым бизнесом остается приоритетным направлением деятельности российских банков.

Чем больше размер кредита, тем меньше процентная ставка. Основной срок кредитования малого бизнеса до 5 лет, получить кредит на больший срок вам будет можно только по индивидуальной договоренности при положительной кредитной истории.

Оценочными показателями будут являться сумма, на которую может рассчитывать заемщик, процентные ставки и сроки кредитования. Существует большое количество кредитных продуктов для малого бизнеса, но в целом их можно разделить на наиболее распространенные виды:

· бизнес-экспресс;

· кредит на поддержку малого бизнеса (бизнес рост);

· кредит на развитие бизнеса (пополнение оборотных средств);

· инвестиционный кредит (проектное финансирование);

· партнерский кредит (льготные условия кредитования).

Сейчас каждый банк внедряет в свои программы кредитование малого бизнеса, понимая, что иначе выдержать конкуренцию со стороны постоянного увеличивающегося количества банков просто невозможно.

В настоящее время во многих регионах на местном уровне разрабатываются программы, целью которых является поддержание субъектов малого предпринимательства, в том числе за счет компенсации банкам части расходов на их кредитование.

Региональный акцент в поддержке малого бизнеса совсем не случаен . Дело в том, что это позволяет на местах оценить основные потребности субъектов малого предпринимательства и сконцентрировать усилия на решении конкретных задач. Однако, разумеется, существуют и федеральные программы поддержки малого и среднего бизнеса. При этом в качестве одной из задач можно назвать финансовую поддержку этого сектора, которая осуществляется государственной корпорацией Банк развития и внешнеэкономической деятельности. Особенность указанной программы заключается в том, что кредитование предприятий рассматриваемого сектора осуществляется не напрямую Российским банком развития (РосБР), а через региональные банки.

Последние, вместе с тем, работают исключительно с теми кредитными продуктами, которые им предлагает РосБР. В Республике Мордовия к данным направлениям относятся: Программа ФИМ; Организации инфраструктуры; Продукт «Рефинансирование»; Продукт 2008.

Существенную роль в развитии российского малого бизнеса с 2003 года начали играть налоговые льготы.

В настоящее время действуют следующие налоговые льготы для малых предприятий:

Малые предприятия, осуществляющие определенные виды деятельности, имеют льготы по уплате налога на прибыль.

Так, в первые два года работы не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции; производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения; строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно - строительные работы) - при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

В третий и четвертый год работы указанные малые предприятия уплачивают налог на прибыль в размере соответственно 25% и 50% от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от указанных видов деятельности составляет свыше 90% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг);

Организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации не превышали в среднем 10 миллионов рублей за каждый квартал уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.

Упрощение учета и налогообложения заключается в переходе на специальные налоговые режимы, например, на упрошенную систему учета, отчетности и налогообложения, так или на систему уплаты единого налога на вмененный доход.

Для юридических лиц упрощенная система учета, отчетности и налогообложения (УСН) включает: замену большинства налогов единым налогом на доход, упрощение бухгалтерского учета и отчетности, уменьшение количества бухгалтерских форм и налоговых расчетов. Упрощенная система предполагает уплату одного налога по результатам деятельности вместо большого числа федеральных, региональных и местных налогов.

Для индивидуальных предпринимателей упрощенная система означает замену уплаты личного подоходного налога покупкой патента, ведение книги доходов и расходов.

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) применяется для определенных видов деятельности: розничной торговли, бытовых услуг, общественного питания и др..

С введением единого налога налогоплательщики, переведенные на его уплату, перестают уплачивать большинство федеральных, региональных и местных налогов. Ставка единого налога устанавливается в размере 15% величины вмененного дохода, рассчитанного по базовой доходности на единицу условного показателя и количество таких единиц (торговая площадь, количество оборудованных рабочих мест, численность работающих и т. д.). Сертификат на уплату единого налога выдается на каждый конкретный вид деятельности отдельно.

Итак, отечественным налоговым законодательством предусмотрено достаточное количество льгот для субъектов малого предпринимательства. Главное - уметь ими грамотно пользоваться, не нарушая при этом закон и постоянно следя за изменениями в Налоговом кодексе.

1. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

2. Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).

3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе наряду с установленными частью 1 настоящей статьи формами поддержки самостоятельно оказывать иные формы поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, условия и порядок ее оказания корпорацией развития малого и среднего предпринимательства, осуществляющей деятельность в соответствии с настоящим Федеральным законом в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства, определяются советом директоров корпорации развития малого и среднего предпринимательства.

5. Корпорация развития малого и среднего предпринимательства, осуществляющая деятельность в соответствии с настоящим Федеральным законом в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства, проводит в порядке , установленном Правительством Российской Федерации, мониторинг оказания федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также мониторинг оказания организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и составляет отчет о результатах проведения указанных мониторингов по установленной Правительством Российской Федерации форме , который включается в состав предусмотренного частью 7 статьи 25.2 настоящего Федерального закона ежегодного отчета корпорации развития малого и среднего предпринимательства об исполнении программы деятельности.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В целях проведения мониторинга, предусмотренного частью 5 настоящей статьи, оказывающие поддержку федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, представляют в корпорацию развития малого и среднего предпринимательства информацию об оказанной субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, поддержке и о результатах использования такой поддержки. Состав указанной информации, сроки, порядок и формы ее представления устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса.

(см. текст в предыдущей редакции)

Поделиться