Неполные предложения - это предложения, в которых пропущен член предложения, необходимый для полноты строения и значения данного предложения.
Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться участниками общения из знания ситуации, о которой идёт речь в предложении.
Например, если на остановке автобуса один из пассажиров, посмотрев на дорогу, скажет: «Идёт !» , остальные пассажиры легко восстановят пропущенное подлежащее: Автобус идёт .
Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться из предыдущего контекста. Такие контекстуально неполные предложения очень частотны в диалогах.
Например: - Ваша рота завтра назначена в лес ? - спросил князь Полторацкого. - Моя . (Л. Толстой). Ответная реплика Полторацкого представляет собой неполное предложение, в котором пропущены подлежащее, сказуемое, обстоятельство места и обстоятельство времени (ср.: Моя рота завтра назначена в лес ).
Неполные конструкции распространены в сложных предложениях:
Мне всё послушно , я же - ничему (Пушкин). Вторая часть сложного бессоюзного предложения (я же - ничему ) представляет собой неполное предложение, в котором пропущено сказуемое (ср.: Я же не послушен ничему ).
Обратите внимание!
Неполные предложения и односоставные предложения - это разные явления.
В односоставных предложениях отсутствует один из главных членов предложения, смысл предложения нам понятен и без этого члена. Более того, сама структура предложения (отсутствие подлежащего или сказуемого, форма единственного главного члена) имеет определённое значение.
Например, форма множественного числа глагола-сказуемого в неопределённо-личном предложении передаёт следующее содержание: субъект действия неизвестен (В дверь постучали ), не важен (Его ранили под Курском ) или скрывается (Мне про тебя вчера многое рассказали ).
В неполном предложении может быть опущен любой член предложения (один или несколько). Если мы рассмотрим такое предложение вне контекста или ситуации, то его смысл останется нам непонятен (ср. вне контекста: Моя; Я же - ничему ).
В русском языке есть одна разновидность неполных предложений, в которых недостающий член не восстанавливается и не подсказывается ситуацией, предыдущим контекстом. Более того, «пропущенные» члены не требуются для раскрытия смысла предложения. Такие предложения понятны и вне контекста, ситуации:
(Песков).
Это так называемые «эллиптические предложения» . В них обычно наличествует подлежащее и второстепенный член - обстоятельство или дополнение. Сказуемое же отсутствует, причём мы часто не может сказать, какое именно сказуемое пропущено.
Ср.: За спиной находится / расположен / виден лес .
И всё же большинство ученых считает такие предложения структурно неполными, поскольку второстепенный член предложение (обстоятельство или дополнение) относится к сказуемому, а сказуемое в предложении не представлено.
Обратите внимание!
Эллиптические неполные предложения следует отличать: а) от односоставных назывных (Лес ) и б) от двусоставных - с составным именным сказуемым, выраженным косвенным падежом существительного или наречия с нулевой связкой (Все деревья в серебре ). Для разграничения данных конструкций необходимо учитывать следующее:
1) односоставные назывные предложения не могут содержать обстоятельств, поскольку обстоятельство всегда связано со сказуемым. Среди второстепенных членов в назывных предложениях наиболее типичными являются согласованные и несогласованные определения.
Весенний лес ; Вход в зал ;
2) Именная часть составного именного сказуемого - существительное или наречие в двусоставном полном предложении указывает на признак-состояние.
Ср.: Все деревья в серебре . - Все деревья серебряные .
Пропуск члена внутри предложения в устной речи может отмечаться паузой, на месте которой на письме ставится тире:
За спиной - лес . Справа и слева - болота (Песков); Мне всё послушно , я же - ничему (Пушкин).
Наиболее регулярно тире ставится в следующих случаях:
в эллиптическом предложении, содержащем подлежащее и обстоятельство места, дополнение, - только при наличии паузы в устной речи:
За ночным окном - туман (Блок);
в эллиптическом предложении - при параллелизме (однотипности членов предложения, порядка слов, форм выражения и т.д.) конструкций или их частей:
в неполных предложениях, построенных по схеме: существительные в винительном и дательном падежах (с пропуском подлежащего и сказуемого) с четким интонационным делением предложения на части:
Лыжникам - хорошую лыжню; Молодёжи - рабочие места; Молодым семьям - льготы;
в неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предыдущей части фразы - только при наличии паузы:
Ночи стали чернее , дни - пасмурнее (во второй части восстанавливается связка стали ).
План разбора неполного предложения
- Указать тип предложения (полное - неполное).
- Назвать пропущенный член предложения.
Образец разбора
Мужики - за топоры (А.Н. Толстой).
Предложение неполное; пропущено сказуемое схватились .
Неполное предложение
Предложение, характеризующееся неполнотой грамматической структуры или неполнотой состава, вследствие того что в нем отсутствует один или несколько членов (главных или второстепенных), ясных из контекста или из ситуации. Контекстуально-неполное предложение. Неполное предложение, в котором отсутствует член, названный в предшествующем тексте; обычно это наблюдается во второй части сложного предложения и в присоединительной конструкции. Правда правдой остается, а молва себе - молвой
(Твардовский) (отсутствует глагольная связка во второй части сложносочиненного предложения). Мы втроем начали беседовать, как будто век были знакомы
(Пушкин) (отсутствует подлежащее в постпозитивном придаточном предложении).
На балконах лежали пациенты, кое-кто уже не в мешках, а под одеялами (Федин) (отсутствует сказуемое во второй части бессоюзного сложного предложения). Вы, наверное, знаете о нашей работе? И обо мне?
(Б. Полевой) (отсутствуют подлежащее и сказуемое в присоединительной конструкции). Ситуативно-неполное предложение. Неполное предложение, в котором не назван член, ясный из ситуации. Я надену это синее (Федин) (обстановка показывает, что речь идет о платье). ср.
также предложение Вот идет, произнесенное кем-либо из ожидающих на станции при виде приближающегося поезда. Эллиптическое предложение. Неполное по составу предложение, в котором отсутствие глагола-сказуемого является нормой. Для понимания такого предложения нет необходимости ни в контексте, ни в ситуации, так как полнота содержания достаточно выражена собственными лексико-грамматическими средствами данного предложения. На столе - стопочка книг и даже какой-то цветок в полубутылке из-под сливок
(А. Н. Толстой). В углу старый кожаный диван
(Симонов). Тёркин- дальше, автор - вслед
(Твардовский). К барьеру!
(Чехов), Счастливого плавания! С Новым годом! Диалогические неполные -предложения. Предложения-реплики (предложения-вопросы, предложения-ответы, предложения-высказывания), тесно связанные между собой контекстуально и ситуативно, служащие по своей структуре продолжением одни других, дополняемые внеречевыми средствами (жестами, мимикой,пластическими движениями), что делает их особым типом неполных предложений. В них могут отсутствовать вообще члены предложения, и ответная реплика может быть представлена какой-нибудь частицей или междометием.- Вы очень изменились.-Разве? Или: -Ну как?-Бр-р! Нормой вопросо-ответных предложений диалогической речи является неполнота их состава. (Несчастливцев:) К у да и откуда? (Счастливцев:) Из Вологды в Керчь-с... А вы-с? (Несчастливцев:) Из Керчи в Вологду
(А. Островский).
Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .
Смотреть что такое "неполное предложение" в других словарях:
Предложение (в языке) это минимальная единица человеческой речи, которое представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. («Современный русский язык» Валгина Н. С.) … Википедия
неполное предложение, -я стационарное - В синтаксической стилистике: клишированное неполное предложение, регулярно воспроизводимое в привычных ситуациях. Что с вами? Спокойной ночи. С новым годом! … Учебный словарь стилистических терминов
У этого термина существуют и другие значения, см. Предложение. Предложение (в языке) это минимальная единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной… … Википедия
ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТОВАРА - офферта (offer) заявление продавца о желании продать товар, услуги на определенных условиях, делается в письменной форме, под которой понимается также сообщения по телеграфу, телетайпу, телефаксу. В тексте П.т. должны содержаться все основные… … Внешнеэкономический толковый словарь
ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ВСТРЕЧНОЕ - ответ возможного покупателя на полученное предложение продавца, содержащий неполное согласие с предложенными условиями и одно или несколько новых, измененных условий для заключения сделки … Большой экономический словарь
Предложение, в котором имеются все члены, необходимые для его понимания вне контекста и речевой ситуации (cp.: неполное предложение) …
См. неполное предложение … Словарь лингвистических терминов
§ 238. ТИПЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ - Простое предложение это синтаксическая единица, образованная одной синтаксической связью между подлежащим и сказуемым или одним главным членом. Двусоставное предложение это простое предложение с подлежащим и сказуемым как необходимыми… … Правила русского правописания
Ая, ое; лон, лна, лно. 1. Занятый чем л. не доверху, не до краев. Неполная корзина. Неполное ведро. □ [Барон:] Счастливый день! могу сегодня я В шестой сундук (в сундук еще неполный) Горсть золота накопленного всыпать. Пушкин, Скупой рыцарь. 2.… … Малый академический словарь
Условия, в которых осуществляется акт речи, оказывающие влияние на высказывание (ср. ситуативно неполное предложение, диалогические неполные предложения в статье неполное предложение) … Словарь лингвистических терминов
Книги
- Русский язык. 8 класс. Контрольные работы тестовой формы. Практикум. ФГОС , С. В. Антонова, Т. И. Гулякова. Представленные в пособии контрольные работы составлены в соответствии с государственным образовательным стандартом, программами для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Издание…
- Русский язык. 8 класс. Контрольные работы тестовой формы. Практикум для учащихся. ФГОС , Антонова Светлана Васильевна, Гулякова Татьяна Ивановна. Представленные в пособии контрольные работы составлены в соответствии с государственным образовательным стандартом, программами для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Издание…
То есть такие, в которых пропущен один из членов, нередко встречаются как в разговорной, так и в литературной речи. Отсутствовать в них могут не только второстепенные, но и главные члены предложения - подлежащее либо сказуемое.
Их смысловая нагрузка легко восстанавливается как из контекста (из предложений, предваряющих данное), так и из знания собеседником или читателем ситуации.
Пример неполного предложения:
Где ваш брат?
Здесь «Уехал» - неполное предложение, состоящее из одного слова. В нем пропущено подлежащее, но можно понять из предыдущего высказывания, о ком именно идет речь (о брате).
Определенную сложность представляет различение неполных и односоставных предложений, в которых пропущено либо подлежащее, либо сказуемое. Здесь можно пользоваться следующим критерием. Например, из предложения «В лесу собирают ягоды» совершенно непонятно, кто именно совершает действие. Возьмем другой пример: «А где твои подруги? - В лесу собирают ягоды». Здесь пропущено подлежащее, но из контекста можно легко установить, кто именно совершает указанное действие (подруги). Значит, в первом случае мы имеет дело с односоставным, а во втором - с неполным двусоставным предложением, хотя перечень слов в них совершенно одинаков.
Следует отметить, что диалог с неполными предложениями - это наиболее частая, характерная ситуация их употребления. Педагогу, исследуя такие примеры в учебной практике, достаточно просто создать у учащихся представление о неполном предложении как о разновидности полного - в отличие от односоставных предложений, где один из (обязательно!) главных членов не пропущен, а попросту невозможен. Для этого можно также сопоставлять полные и неполные предложения. В неполном все члены сохраняют те же грамматические формы и функции, что и в полном. В свою очередь, также могут быть неполными, если слово, которое в них пропущено, можно легко восстановить из контекста:
Как тебя кличут, девица?
Неполные предложения (примеры можно найти ниже) могут быть двух типов, в зависимости от того, каким образом восстанавливается их смысл: контекстуальные либо ситуативные. Внутри первых выделяют:
Знания - сила.
Что же касается знаков препинания в неполных предложениях, то в них часто ставится тире. Его роль в этом случае, как уже говорилось выше, - замена пропущенного слова, обычно сказуемого.
Я пришел с занятий рано, а сестра - поздно.
В этом примере тире заменяет слово «пришла», позволяя избежать некорректных, ненужных повторений.
На столе - хлеб и фрукты.
В этом примере тире употреблено вместо отсутствующего сказуемого (эллиптическое предложение).
Как односоставные, так и двусоставные предложения считаются полными, если налицо все необходимые члены данной структуры предложения, и неполными, если один или несколько необходимых членов данной структуры предложения опущены по условиям контекста или обстановки.
Неполное предложение? в котором пропущен тот или иной член предложения, ясный из контекста или ситуации. Такого рода неполнота? речевое явление, которое не влияет на структуру. Выделяем: 1.контекстуальные 2. ситуативные.
Контекстуальные? понятно из контекста. Выделяют: 1) Простые предложения с неназванными главными или второстепенными членами (отдельно или по группам). Может отсутствовать подлежащее, сказуемое, подлежащее и сказуемое, сказуемое и обстоятельство, сказуемое и дополнение, второстепенный член предложения (дополнения, обстоятельства) при наличии определения, относящегося к отсутствующему члену. (Мать сунула отцу морковь, а перчатки дать забыла. Я протянул отцу свои). 2) Сложные предложения с неназванной главной или придаточной частью. (- Ну, где ж твои Ближние Мельницы? - Где мы идём). 3) Неполные предложения, составляющие часть сложного предложения с неназванным членом, имеющимся в другой части сложного предложения. а) В сложносочиненном предложении (В одной руке он держал удочку, а в другой - кукан с рыбешкой (не названы главные члены, имеющиеся в 1-й части)). б) В сложноподчиненном предложении (Лопахин прыгнул в окоп и, когда поднял голову (не названо подлежащее общее с главной частью), увидел, как ведущий самолет стал косо падать). в) В бессоюзном сложном предложении (Так и едем: по ровному месту - на телеге, в гору - пешком, а под гору - так с трусцой (не названо сказуемое, упомянутое в поясняемой части)).
Ситуативные? второстепенный член, понятен из ситуации (Стук в дверь. Можно?)
Реплики в диалогах? неполные предложения.
Эллиптические предложения? это тоже неполные предложения, но их неполнота языковая, а не речевая. Эллиптические предложения представляют особый структурный тип простых предложений. Это предложения, в которых отсутствует глагольное сказуемое, понятное нам, исходя из содержания самого предложения. (Я в город. Я от него).
Виды эллиптических предложений: 1) Предложение с опущенным глаголом движения, перемещения. 2) С опущенным глаголом речи, мысли. 3) Предложение с опущенным глаголом интенсивного действия. 4) Предложение с опущенным глаголом значения местонахождения.
Часто на месте пропущенного сказуемого ставится знак тире.
Неполные предложения часто встречаются в сложных предложениях. (Приятно было глядеть, как солома взлетает кверху золотым руном и [как] над нею вихрится розовая пыль).
Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:
Еще по теме 16. Полные и неполные предложения. Виды неполных предложений.:
- 22. Нечленимые предложения. Полные и неполные предложения.
- 12. Предикативная основа предложения. Понятие полной и неполной парадигмы.
- 30. Подъемы сопровождаются инфляцией спроса, кризисы перепроизводства - неполной занятостью ресурсов (в частности трудовых) в связи с превышением предложения над спросом.
- Понятие о сложном предложении. Место сложного предложения в системе синтаксических единиц языка. Грамматическое значение сложного предложения как его основная выделяющая примета. Сложное предложение как структурно-семантическое объединение предикативных частей и как особая самостоятельная единица синтаксиса. Дифференциальные признаки сложного предложения.
- 10. Предложение: закон предложения, кривая предложения, факторы предложения.
- Предложение как основная единица синтаксиса. Признаки предложения. Актуальное членение предложения и способы его выражения
- 17. Грамматические нормы современного русского литературного языка. Синтаксис как раздел языкознания. Основные категории раздела. Вариативность норм в системе предложения. Согласование главных членов предложения. Согласование однородных членов предложения. Употребление причастного и деепричастного оборотов в предложении.
В научной литературе вопрос о полных и неполных предложениях освещается противоречиво.
Неполным является предложение, в котором пропущен какой-либо член предложения или группы членов предложения, пропуск которого подтверждается наличием зависимых слов предложения, а также данными контекста или ситуации речи.
Виды неполных предложений выделяются с учетом следующих факторов:
Письменная или устная сфера употребления
Монолог или диалог
Взаимодействие предложения с контекстом
Неполные предложения бывают:
контекстуальные (неполносоставные - неполные предложения в монологической речи; реплики диалога – неполные предложения в диалогической речи)
ситуативные
Неполные реплики диалога очень часто встречаются в разговорной речи. Они обычно кратки и заключают в себе то новое, что говорящий хочет сообщить собеседнику.
По целевой направленности неполные реплики диалога можно разделить на 3 группы:
Ответные реплики. Содержат ответ на вопрос, заданный в предыдущей реплике.
Вопросительные реплики.
Продолжающие реплики сообщают что-либо добавочное к высказанному в начальном предложении.
Ситуативные реплики – вид неполных предложений для разговорной речи. Они употребляются в качестве полноценных единиц общения только в определенной ситуации. Когда сама обстановка речи подсказывает собеседникам понятия, о которых идет речь, но которые словесно в составе данной реплики не выражены. Идет .
Эллиптические предложения.
Предложения типа «Я – домой ». В лингвистической литературе термин эллиптические предложения употребляется в разных значениях:
вместо термина «неполное предложение»
обозначает разновидность неполного предложения
служит названием типа предложений, примыкающих к неполным.
Эллипсис – это сокращение глагольного словосочетания в предложении; устранение глагольного компонента без возмещения его в контексте.
Типы эллиптических предложений:
Предложение со значением движения – перемещения. Деятель + слово, обозначающее направление, цель, конечный пункт движения. В функции независимого члена предложения выступает местоимение, существительное в и.п., обозначающее лицо, животное или предмет, способный двигаться. В качестве второго члена выступают наречия места, существительные в в.п. с предлогом в, на , или в д.п. с предлогом к
Предложение со значением речи или мысли. Они имеют объект в п.п. с предлогом о или об или в в.п. с предлогом про.
Предложение со значением бить, ударять. Субъект действия + зависимые слова в в.п. и т.п. Вот я тебя – палкой!
Эквиваленты предложения
Это специальное грамматическое средство, используемое в общении для выражения согласия – несогласия, а также эмоционально экспрессивные реакции на речи собеседника. Да. Нет! Как бы не так! Еще бы.
Они не имеют самостоятельного информативного смысла, а только подтверждают, отрицают или оценивают содержание конкретного предложения, с которым соотнесены.
Как эквиваленты предложения они имеют только интонационную оформленность, но лишены грамматической формы и не являются членимыми.
По значению делятся на 3 группы:
слова-предложения, выраженные частицами с общим значением утверждения или отрицания
модальные слова-предложения с дополнительным значением вероятности/предположения.
Междометные слова предложения, которые делятся на: эмоционально-оценочные предложения представляющие собой реакцию на ситуацию, сообщение, вопрос. Ну?!; побудительные предложения; предложения, являющиеся выражением речевого этикета.