Современный русский язык (Морфемика. Словообразование): Учебно-методический комплекс. Морфемы, их краткая характеристика, обзор литературы по вопросу

Относятся -ов-, -ен-, -ин-, -оч-, -ич-, -нич-, -л-. Однако -j-, употребляющийся между гласными соседних морфем, по своему происхождению представляет со- бой так называемый интервокальный согласный, который с древнейших времен развивался при стечении двух гласных звуков. С точки зрения словообразования и морфемного анализа очень важно определить отношение интерфиксов к морфемам. Характерной особенностью интерфиксов является отсутствие у них значений. Отнесение их к морфемам противоречило бы общепринятому пониманию морфемы как значимой едини- цы языка. Аффиксоиды Термином «аффиксоид» обозначаются такие словообразовательные части слов, которые занимают промежуточное положение между корневыми и аф- фиксальными морфемами. Аффиксоиды – это морфемы переходного типа. Они аффиксоподобны, но не тождественны ни аффиксам, ни корням. К ним, напри- мер, можно отнести: вод- (оленевод, животновод, овощевод, коневод); вед- (языковед, краевед, книговед); рез- (камнерез, хлеборез, стеклорез) и др. Каждый такой аффиксоид формирует вполне самостоятельный, достаточно большой и весьма продуктивный словообразовательный тип. В этом смысле аф- фиксоиды очень близки аффиксам. Подтверждением этому служит синонимич- ное употребление аффиксоидов и аффиксов в русском языке, например: славя- новед и славист, садовод и садовник, волнообразный и волнистый. Выполняя функцию аффиксов, аффиксоиды не утрачивают свои смысло- вые связи с однокоренными словами. Для сравнения можно привести следую- щие примеры: аффиксоид -ход- в словах теплоход, вездеход, снегоход и слова ходить, ходьба, хождение, входить и др., -нос- в словах медонос, цветонос и слова носить, носка, приносить. Аффиксоиды делятся на две группы: суффиксоиды и префиксоиды. К суффиксоидам относятся корневые морфемы, употребляющиеся в функции суффиксов: -образн- (чашеобразный, газообразный, иглообразный); -люб- (теп- лолюб, водолюб, сухолюб): -воз- (тепловоз, паровоз, тяжеловоз). Префиксоиды – это корневые морфемы, употребляющие в функции пре- фиксов. Например, полу- (полумера, полумесяц, полушубок, полуботинки); про- тив- (противогаз, противоправный). Способность / неспособность той или иной морфемы выступать в совре- менном русском языке как в качестве служебной, так и корневой является основным показателем разграничения аффиксоидов и аффиксов. Материально выраженные и нулевые морфемы (флексии, суффиксы) Морфемы по способу их передачи делятся на две группы: 1) материально выраженные и 2) нулевые. Префикс и корень всегда материально выражены. Флексии и суффиксы могут быть как материально выраженными, так и нулевыми. 22 Материально выраженные флексии существуют в русском языке в виде фонемы или фонемных сочетаний: стола, морозный, пишут. Слова день, тет- радь, нес имеют нулевую флексию, которую можно выявить путем сопоставле- ния с другими формами этого же слова (ср.: дн’а, тетрад’и, несла). Иноязычные существительные, оканчивающиеся на гласный звук, типа кафе, меню, рагу; наречия, слова категории состояния, имена прилагательные в простой форме сравнительной степени (красивее), деепричастия, наречия и сло- ва категории состояния в простой форме сравнительной степени (быстрее, хо- лоднее) являются неизменяемыми частями речи, неизменяемыми формами слов, поэтому у них окончаний нет и быть не может. Нулевые суффиксы имеются в форме повелительного наклонения глагола: брось, читай (ср.: пиши, вяжи). Нулевой суффикс обнаруживается в форме мужского рода единственного числа прошедшего времени некоторых глаголов: замерз^‫ – ٱ‬замерзла, нес^‫– ٱ‬ несла, промок^‫ – ٱ‬промокли. Омонимия и синонимия морфем Морфемы, как и слова, могут находиться друг с другом в отношении омо- нимии и синонимии. Синонимические морфемы имеют одно и то же значение, но разное фоне- тическое оформление. В русском языке часто встречаются суффиксы-синонимы (ср.: ий – еск (вражий – вражеский); ат – аст (носатый – носастый). Это однокорневые параллельные образования, которые различаются в сти- листическом отношении. Суффиксы гораздо чаще функционируют в разнокор- невых словах. Так, среди существительных выделяются суффиксы-синонимы со значени- ем «название лица мужского пола по роду занятий или профессии»: щик (чик), -ар, -ант, -атор, -ист, -ер (каменщик, рационализатор, фигурант, гитарист, суфлер, вратарь). Синонимичными могут быть и флексии, например: -а, -и (острова, жите- ли). Формообразующие префиксы, служащие для образования видовых форм глаголов, также вступают в отношения синонимии, например: с, по, на (сде- лать, построить, нарисовать). Омонимичные морфемы звучат и пишутся одинаково, но имеют разную семантику. Так, омонимичными являются суффиксы: -ин1- (обозначает мясо живот- ного – баранина); -ин2- (единичный предмет – соломина); -ин3- (имеет увеличи- тельное значение – домина). Среди глаголов функционируют омонимичные префиксы, например: по1- (обозначает начало действия – полететь), по2- (видовой префикс – построить), по3- (действие совершается в течение какого-то времени – полетать). Омонимия широко представлена среди корней: водный – водить, рисунок – рисовод. 23 Аффиксы словообразующие, формообразующие и синкретичные Словообразующими называются префиксы, суффиксы и постфиксы, слу- жащие для образования новых слов: язык – праязык; суп – суповой; добить – добиться. Формообразующими являются такие аффиксы, служащие служат для об- разования формы какого-либо слова: умный – умнее, умнейший (при помощи -ее-, -ейш- образуются простые формы сравнительной и превосходной степени имени прилагательного); бросать – бросить, заварить – заваривать (суффик- сы -а-, -и-, -ива- образуют видовые формы глаголов); бежать – бежал (при по- мощи суффикса -ть- образуется форма инфинитива, -л- – форма прошедшего времени глагола); читаjут – читаjущий, читать – читавший (суффиксы -ущ-, -вш- образуют формы действительных причастий). В некоторых случаях трудно провести границу между двумя этими типами аффиксов, например: в каких случаях постфикс -ся является формообразую- щим, а в каких – словообразующим. Чтобы не ошибиться в функции подобных аффиксов, необходимо обратиться к толковому словарю. Синкретичными аффиксами называются такие морфемы, которые од- новременно выполняют формо- и словообразующие функции, например: пи- сать – переписать, подписать (при присоединении префиксов изменилось и лексическое значение слова и его форма: писать – несов. вид, переписать – сов. вид). Синкретичными могут быть и флексии, ср.: супруг – супруга. Супруг. 1. То же, что муж. 2. мн. Муж и жена. Супруга (устар., теперь офиц. и прост.). То же, что жена (в 1 зн.). (Цит. по: Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М., 1972 – С. 717.). При помощи флексии -а образуется не только новое слово, изменяется и его форма. Данная морфема указывает, что это существительное женского рода, стоит в именительном падеже единственного числа. Аффиксы регулярные и нерегулярные, продуктивные и непродуктивные Регулярные аффиксы воспроизводятся в составе слов постоянно и обра- зуют определенные словообразующие или формообразующие модели, напри- мер: суффиксы -тель-, -н-(-ый) (учитель, преподаватель; морозный, холодный); префиксы не-, из- (некрасивый, неплохо, изложить); флексии -у, -ешь, -ишь (чи- таjу, читаjешь). Нерегулярные аффиксы в составе слов встречаются редко, например: суффикс -к- со значением действия, выделяющийся только в слове драка, флек- сия -м, встречающаяся лишь в словах дам, ем, создам. Итак, говоря о регулярности/нерегулярности аффиксов, мы имеем в виду то, как часто или редко в настоящее время они встречаются в словах. При определении продуктивности/непродуктивности аффиксов мы об- ращаем внимание на их различную производительность в образовании новых слов или форм. 24 Продуктивными называются такие аффиксы, которые служат для образо- вания многочисленных групп слов в современном русском языке, например, суффиксы -ист-, -ник-, обозначающие лицо мужского пола по роду занятий (машинист, защитник); суффиксы -ск-, -н- при образовании относительных и качественных прилагательных (горно-алтайский, вредный); префиксы без-, не- (безопасный, несмелый). Между понятиями регулярные / нерегулярные, продуктивные / непродук- тивные аффиксы существует тесная связь: все нерегулярные аффиксы непро- дуктивны, а регулярные могут быть как продуктивными, так и непродуктивны- ми. Вопрос о степени членимости русских слов Все слова, употребляющиеся в современном русском языке, делятся на два больших класса: нечленимые и членимые. К нечленимым относятся, например, шоссе, пальто, хаки, куда, но, над, пусть, лишь, ай, ха-ха и т.п. Это неизменяе- мы непроизводные слова. Все производные неизменяемые слова относятся к членимым: дважды, холодно, страшно, невероятно и т.п. Все изменяемые слова (как непроизводные, так и производные) относятся к членимым: а) непроизводные: -степь-, горяч-ий, пис-а-ть, тр-и; б) производ- ные: над-пис-а-ть, шоссе-j-н-ый. Среди членимых слов можно различать 3 класса: 1) слова, включающие свободные корни и повторяющиеся аффиксы; 2) слова, включающие связанные корни (радиксоиды) и повторяющиеся аффиксы; 3) слова, включающие связанные уникальные корни (унирадиксоиды). 1. Слова I класса членятся лучше всего – стул – стуль-чик, молодежь – мо- лодеж-н-ый. Так же ряды соотношений называют словообразовательным квад- ратом. По терминологии известного лингвиста Янко-Триновской, подобные слова обладают полной свободной членимостью. 2. Слова со связанными корнями, входящие в двойные ряды соотношений, также образуют словообразовательный квадрат. агитировать | агитация | агитировать | агитатор Эти слова членятся хуже, чем слова со связанными корнями. По термино- логии Н.А. Янко-Триницкой, они имеют полную связанную членимость. 3. Слова, имеющие унификсы или унирадиксоиды, входят в один ряд соот- ношений – слов с той же основой или слов с тем же аффиксом – и обладают остаточной членимостью, так как одна из частей таких слов выделяется не по ее 25 соотношению с такой же частью в других словах, а как остаток от выделения соседнего морфа. 1) поп-адья: поп = генераль-ша: генерал 2) бел’-ос(ый) : бел(ый) 3) бужен-ин(а) – ср. конь – кон-ин(а) Слова, имеющие остаточную членимость, не образуют словообразующего квадрата. Итак, членимость слов зависит от следующих факторов: 1) основа употребляется свободная или связанная; 2) аффикс повторяем или уникален; 3) аффикс по значению подобен или не подобен другим аффиксам данного языка; 4) связанный корень повторяем или уникален; 5) аффикс употребляется или не употребляется при свободных корнях. Необходимо различать понятие членимости слова и членимости основы слова. Как и слова, основы могут быть членимыми и нечленимыми. К нечлени- мым относятся основы, содержащие только корневой морф: гав, соль. Членимыми являются основы, которые, кроме корня, имеют еще аффик- сальный морф или аффиксальные морфы: мороз-н(ый), за-мороз-и(ть), за-мо- роз-к(и). Границы между членимыми и нечленимыми основами очень подвижны. Членимые основы могут переходить в нечленимые. И наоборот, нечленимые основы могут стать членимыми. Так, вначале не членилась основа иноязычного слова «ипподром». В этой основе не выделялся суффикс -дром. В современном русском языке этот суф- фикс является полноценным и активно участвует в образовании новых слов, ср. автодром, танкодром, аэродром, велодром, ипподром. Это можно сказать о суффиксе -тек: библиотека, картотека, фильмотека. Изменения в составе и структуре слова. Опрощение, переразложение и усложнение основы, декорреляция морфем Морфемный состав слова не является неизменным. В процессе историче- ского развития русского языка структура некоторых слов изменилась. Различа- ют несколько типов изменений в морфемном составе слова, важнейшими и наи- более распространенными являются опрощение и переразложение. Опрощение – это превращение производной основы в непроизводную вследствие слияния суффикса и префикса с корнем. Так, слова рыло, мыло (ср. рыть, мыть) имели в своем составе суффикс -л, который употреблялся для об- разования отлагательных существительных со значением орудия действия; в словах пир, дар выделяли суффикс -р (ср. пить, дать); слова булавка, палатка, бойкий имели в своем составе суффикс к (ср.: булава, палата, бой); в словах мешок, вершок вычленялся суффикс -ок (ср.: мех, верх). Указанные суффиксы слились с корнями, производные основы превратились в непроизводные. 26 Некоторые слова имеют в своем составе приставки, которые слились с кор- нями, образовав непроизводные основы. Например, выделялся префикс об- в словах оболочка, образ, обморок (ср.: проволочка, разить, морочить); префикс в- в слове вкус (ср.: кусать, кусок); за- в словах защита (ср:. щит). Процесс опрощения происходит по двум причинам: 1) вследствие выпадения из словаря соотносительных производящих основ или родственных слов; 2) вследствие расхождения в значении производной и производящей осно- вы. Например, основы в словах доблесть, жадный, кочка, ужас, неряха стали непроизводными. В производной основе может развиться совершенно новое значение (ср.: крыльцо и крыло, живот и жизнь, счастье и часть). Другой важнейший исторический процесс – переразложение. Переразложение – это отход звукового элемента одной морфемы к сосед- ней морфеме. В результате переразложения передвигаются границы между морфемами, производная же основа сохраняет свою членимость. Переразложение может происходить на стыке производящей основы и суффикса (ср.: жи-лищ-е – исторически жи-л-ищ-е, от устарелого жило). Про- цесс переразложения наблюдается также между образующей основой и при- ставкой: в нем, к нему, где н был частью предлога-префикса вън. Усложнение – это выделение в ранее непроизводной основе аффиксов. Этот процесс часто свойствен словам иноязычного происхождения (ср.: из гол- ландского языка пришло в русский язык слово зонтик. По аналогии с русскими словами (дом – домик, ключ – ключик) в этом слове стали выделять уменьши- тельно-ласкательный суффикс -ик. Декорреляция морфем – это изменение характера или значения морфем и соотношения их в слове при сохранении членимости слова, числа и порядка следования морфем. Например, в глаголе ругать суффикс -а- из словообразова- тельного превратился в простой показатель глагольного класса. Диффузия – это взаимопроникновение морфем при сохранении ими в то же время четкой самостоятельности. Этот процесс наблюдается на стыке пре- фикса и корня или корня и суффикса (напр., ванная, дикобраз). Замещение представляет собой результат замены одной морфемы другой, причем именно замены. Данный процесс наблюдается в слове «пугач» (от пу- гать в значении «кричать», о крике филина), в настоящее время связывают с глаголом «пугать» в значении «вселять страх». СЛОВООБРАЗОВАНИЕ Способы словообразования Понятие «способ словообразования» в синхронном и диахронном плане имеет разное содержание. В диахроническом словообразовании данное понятие служит для ответа на вопрос, с помощью какого средства, каким путем образо- 27 вано производное слово; в синхронном – на вопрос, с помощью какого средства выражается деривационное значение. В синхронном словообразовании различают два основных способа слово- образования: аффиксальный и неаффиксальный, в диахронном четыре: морфо- логический, морфолого-синтаксический, лексико-семантический, лексико-син- таксический. Сущность лексико-семантического способа состоит в том, что слова не создаются заново, а меняется их семантика. В данном способе различаются три основных типа: 1) образование омонимов путем распада многозначных слов (язык1, язык2); 2) переосмысление семантики уже имеющихся в русском языке слов (МТС – машинно-тракторная станция и МТС – мобильная телефонная сеть); 3) переход заимствованных имен собственных в нарицательные (макин- тош, рентген). Лексико – синтаксический способ представляет собою образование производного слова из целого сочетания: сего дня – сегодня. Под морфолого – синтаксическим способом понимается образование но- вых слов в результате перехода слов одной части в другую (наречие вокруг перешло в предлог вокруг; прилагательное военный в существительное воен- ный). Наиболее продуктивным способом словообразования является морфоло- гический с его различными разновидностями: суффиксальным, префиксаль- ным, префиксально-суффиксальным, нулевой суффиксацией, различными вида- ми аббревиации. Например, суффиксальный тип – завтракать, префиксальный – ультразвук. Словообразовательная семантика в русском языке Словообразовательная мотивация – это отношения между двумя слова- ми, обладающими такими признаками: 1) оба слова имеют один и тот же ко- рень; 2) значение одного из слов или полностью входит в значение другого (дом – домик, «маленький дом») или тождественно лексическому значению другого, но либо синтаксические позиции этих слов различны (сюда относятся пары типа бежать – бег, быстрый – быстро, образуемые словами разных ча- стей речи; второй член этих пар представляет собою синтаксический дериват), либо эти слова различаются стилистически (при тождестве синтаксических по- зиций): книга – книжка, книженция; вор – ворюга; общежитие – общага. В этом случае имеются суффиксы стилистической модификации. В случае многозначности слов отношения мотивации устанавливаются между их отдельными значениями, например: праветь – становиться правым (политически реакционным). Отношения мотивации устанавливаются между членами одного и того же словообразовательного гнезда – совокупности слов с тождественным корнем. Не все отношения между членами гнезда являются отношениями словообразо- вательной мотивации. Отношения между однокоренными словами, каждое из которых имеет как общее с другим словом, так и различные компоненты значе- 28 ния, не являются, согласно выше приведенному определению, отношениями мотивации. Так, слова домик («маленький дом») и домище («большой дом») не находятся в отношении мотивации, т.к. каждое из них имеет компоненты значе- ния («большой», «маленький»), отсутствующие в другом слове. Словообразовательный формант – это наименьшее в формальном и се- мантическом отношениях словообразовательное средство (средства) из числа тех средств, которыми какое-либо слово отличается от слов, находящихся с ним в отношениях мотивации. Так, глагол покрахмалить связан отношениями моти- вации как с глаголом крахмалить, так и с именем существительным крахмал. От первого слова отличается наличием префикса по-, от второго префиксом по- и суффиксом -и-. Формантом слова покрахмалить является префикс по- – наи- меньшее в формальном и семантическом отношениях словообразовательное средство из числа тех средств (по- и по- + -и-), которыми глагол покрахмалить отличается от слов крахмалить и крахмал, находящихся с ним в отношениях мотивации. Наиболее распространенные словообразовательные средства, образующие форманты, – это аффиксы или сочетания аффиксов в различных типах аффик- сального словообразования. Кроме того, в русском словообразовании в каче- стве формантов используются следующие словообразовательные средства: при субстантивации прилагательного и причастия – система флексий и мотивиро- ванного слова (существительного), представляющая собой часть системы флек- сий мотивирующего (прилагательного или причастия) – систему флексий одно- го грамматического рода или только множественного числа; при сложении: 1) закрепленный порядок следования компонентов; 2) единое главное ударение, преимущественно на опорном компоненте; при аббревиатурном типе словооб- разования: а) произвольное (безразличное к морфемному членению) усечение основ, входящих в мотивирующее словосочетание слов, последнее из которых может и не быть сокращено; б) единое ударение; в) определенная система флек- сий в соответствии с отнесением аббревиатуры к одному из типов склонения существительного. Значение, выраженное с помощью словообразовательного форманта, назы- вается словообразовательным значением. Одним из центральных понятий яв- ляется понятие словообразовательного типа. «Словообразовательный тип – схема (формула) строения производных слов, характеризуемых общностью трех элементов: 1) части речи производящей основы; 2) семантического отношения между производными и производящими; 3) формального соотношения между производными и производящими, а имен- но: общностью способа словообразования, а для аффиксальных способов тож- дественностью аффикса» [цит. по: Земская, Е.А. Современный русский язык. Словообразование / Е.А. Земская. – М.: Просвещение, 1973. – С. 182]. Виды словообразовательной мотивации 29 Отношения в словообразовательном гнезде между мотивирующим и моти- вированным словами могут различаться рядом признаков, на основании кото- рых можно выделить несколько видов мотиваций. Непосредственные – опосредованные мотивации Непосредственная мотивация – это мотивационное отношение двух слов, одно из которых отличается от другого только одним формантом. Опосредованная мотивация – это мотивационное отношение двух слов, одно из которых отличается от другого совокупностью формантов. Из двух мотиваций: 1) крахмалить – покрахмалить; 2) крахмал – покрахмалить первая является непосредственной, а вторая – опосредованной. Описание структуры слов велось обычно на основе непосредственных мотиваций, между тем необходимо изучение и опосредованных мотиваций. О существовании синхронных соотношений мотивированных слов с опосредство- ванно мотивирующими словами (так называемых «чересступенчатых связей слов») свидетельствует ряд важных явлений диахронического характера – воз- никновение новых аффиксов и даже новых типов словообразования. Известно, что глагольные суффиксы -нича- и -ствова- возникли благодаря опосредован- ной мотивации в глаголах типа модничать, упрямствовать, образованных с помощью суффиксов -а-, -ова- от существительных с суффиксами -ник- и -ств-: модник – модничать, упрямство – упрямствовать. Сходными процессами сопровождалось появление смешанных типов сло- вообразования: префиксально-суффиксального, префиксально-суффиксально- постфиксального. Так, не ранее XVIII в. возник в русском языке префиксально- суффиксально-постфиксальный тип, к которому в современном русском языке относится образование ряда отыменных глаголов с различными префиксами, суффиксом -и- и постфиксом -ся (опроститься). Существуют опосредованные мотивации, не имеющие аналога среди непо- средственных мотиваций. Они не входят в систему словообразовательных ти- пов и получили название внеплановых опосредствованных мотиваций. Члены таких мотиваций различаются между собой совокупностью формантов, которая никогда не функционирует как единый формант: например, наряду с парами типа влага – влажнеть в языке нет пар, в которых бы мотивированное и непо- средственно мотивирующее отличались бы друг от друга отрезком -не- (ть): все мотивированные глаголы на -неть непосредственно мотивируются прилага- тельными на -н- (ый): влажный – влажнеть, грязный – грязнеть, поэтому в их составе выделяется суффикс -е-, а не -не-. Отрезок -не-, которым различаются слова типа влага – влажнеть, не является словообразовательным аффиксом, не функционирует в качестве словообразовательного форманта, способного участ- вовать в одном акте словообразования. Исходные – неисходные мотивации Исходная мотивация – это мотивация немотивированным словом, неис- ходная – мотивация мотивированным словом. Так, из двух мотиваций слова 30 очищать: 1) чистый – очищать, 2) чистить – очищать – первая мотивация яв- ляется исходной, вторая – неисходной. Исходные и неисходные мотивации могут быть как непосредственными, так и опосредованными. Особый интерес представляет исходная опосредство- ванная мотивация: именно на её основе чаще всего возникают новые аффиксы и типы словообразования, поскольку как единый словообразовательный фор- мант начинает восприниматься вся часть основы мотивированного слова, от- личная от корня, а мотивирующая основа слова становится равной его корню (мод-нича-ть, упрям-ствова-ть). Немотивированные слова, выступающие в качестве мотивирующих, – это начало словообразовательного гнезда. Единственные – неединственные мотивации Неединственные мотивации – это мотивации одного и того же слова несколькими словами, отличающимися от немотивированного равным количе- ством формантов: неравный неравенство равенство Все остальные мотивации являются единственными, например: стол – столик. Слова, имеющие более одной мотивации, в синхронном плане могут ин- терпретироваться как относящиеся одновременно к разным типам словообразо- вания. Так, слово невесело может рассматриваться и как префиксальное, моти- вированное словом весело, и как суффиксальное, мотивированное словом неве- селый, образование. В настоящее время в современном русском языке существует большое ко- личество групп слов определенного морфемного состава, имеющих более од- ной непосредственной мотивации. К ним можно отнести: 1) слова, относящиеся одновременно к нескольким типам словообразова- ния: а) префиксальный / суффиксальный (нечуткость – чуткость и нечуткий); б) словосложение / префиксальный (вниз – в низ и в- низ); 2) слова, относящиеся к одному типу словообразования. К ним можно от- нести глаголы несовершенного вида типа отбрасывать, выталкивать, мотиви- рованные двумя префиксальными глаголами совершенного вида, каждый из ко- торых, в свою очередь, мотивируется бесприставочными глаголами, находящи- мися между собой в следующих отношениях: а) корреляция по виду (глагол со- вершенного вида часто имеет значение однократности: бросить – отбросить отбрасывать бросать – отбросать б) корреляция по кратности и направленности действия (к ним относятся глаголы с семантикой «перемещение в пространстве»): катить – вкатить 31

1. По характеру значения: все морфемы по характеру своего значения делятся на два больших класса — лексические (вещественные) и грамматические . Грамматические, в свою очередь, — на деривационные и реляционные.

А. Лексические (вещественные) морфемы имеют основное вещественное значение, которое связано с отдельным понятием. За этим понятием стоит представление о каком-либо предмете, свойстве или качестве. Носителем вещественного значения является корневая морфема (или корень).

Б. Грамматические имеют грамматич. Z.

2. Классификация грамматических морфем по функции:

А. Деривационные морфемы (лат. derivati — отведение) имеют словообразующее Z. Поэтому их основная функция — образовать новые слова с новым лексическим Z. Поэтому их еще называют словообразвательными морфемами. В русском языке к словообразовательным морфемам относят приставки, суффиксы и постфиксы.

Б. Реляционные морфемы (relati — отношение) образуют синтаксические морфемы (в русском языке преимущественно это окончания), которые связывают слова в предложении. Реляционные морфемы выполняют роль словоизменения (или формообразования), поэтому их иногда называют словоизменительными или формоообразующими.

Реляционые морфемы служат для образования одного и того же слова. К ним относятся суффиксы и приставки, и, главным образом, окончания. Поскольку русский язык — язык флективного типа, реляционное значение выражается преимущественно в окончаниях.

3. По роли и месту в составе слова:

По месту в составе слова все морфемы делятся на корневые и аффиксальные . В корне сосредоточено основное вещественное значение, аффиксы присоединяются к корню и конкретизируют его значение. Лексическое значение слова образуется из совокупности значений корня и словообразующих аффиксов. При помощи аффиксов образуются новые слова и формы слов.

Аффиксы (служебные морфемы, лат. affixum «прикрепленный») по отношению к корню распределяются на:

1. Суффиксы.

2. Постфиксы.

3. Приставки.

4. Окончания.

5. Интерфиксы.

Классификацию см. в конце темы.

По количеству сем в плане содержания:

Моносемные (бежал — Z прош. вр.) и полисемные (бежала — Z ж.р., ед.ч.).

По характеру формального выражения:

Материально выраженные и нулевые.

Не все лингвисты склонны выделять нулевой суффиксы.

Причины этого следующие:

1) Традиция, в первую очередь, школьного обучения, когда перед учителем стоит задача дать минимум сведений из грамматики.

2) Достаточная сложность выявления нулевого суффикса (необходимо учитывать и формообразование, и иметь ввиду всю словообразовательную систему языка).


3) В некоторых случаях ученые идут еще дальше, утверждая, что и нулевого окончания так же не существует. Они рассуждают так: если морфема имеет план содержания и план выражения, то отсутствие какого-либо плана свидетельствует и отсутствии всей морфемы. (Например, у слова конь нет окончания, т.к. нет фонемы, указывающей на его наличие, т.е. отсутствует план выражения морфемы). Однако в этом случае остается неясным, каково же средство выражения грамматических значений ед.ч. и Им.п., которые в русском языке передаются с помощью окончаний.

Логика выделения нулевого суффикса и нулевого окончания должна быть такой. Необходимо учитывать: а) первый фактор в том случае, если перед нами стоит задача выявления формообразовательного суффикса и окончания, и б) одновременно первый и второй факторы, если мы ищем словообразовательный суффикс.

Первый фактор . Если в анализируемом слове есть значение, которое обычно в русском языке передается с помощью материально выраженной морфемы, но при этом в анализируемом слове морфема не имеет своего выражения, следовательно, слово содержит нулевую морфему.

Второй фактор . У слова д.б. однокоренное слово, более простое по смыслу.

Рассмотрим на примерах оба случая. Сначала найдем формообразовательный нулевой суффикс.

Словоформы прошедшего времени глаголов нёс, рос, увлек, высох содержат нулевой суффикс, поскольку Z прош. времени всегда выражается с помощью суффикса -л- (бежал , прыгал , узнал ). Кроме того, мы можем поступить ровно так, как поступаем, чтобы найти нулевое окончание — изменять слово, в данном случае по родам: несла, росла, увлекла, высохла . Причина появления нулевого формообразовательного суффикса в этой форме восходит к падению редуцированных, вследствие чего нехарактерное для русского языка стечение согласных благополучно разрешилось выпадением одного из них (Ср. исторические: неслъ, рослъ, увлеклъ, высохлъ ). Эта же логика используется при выделении нулевого окончания .

В словоформах повелительного наклонения некоторых глаголов выделить нулевой суффикс оказывается сложнее, поскольку изменение слова не даст нам искомой величины. Для этого необходимо учесть, что в русском языке Z повелит. наклонения выражается при помощи формообразовательного суффикса -и -, который в некоторых глаголах опускается. Ср. формы с материально выраженным суффиксом: пиши, лети, учи, скачи, сократи и т.д. И группа глаголов с нулевым формообразовательным суффиксом: к ним относятся формы непродуктивных глаголов будь, лей, пей, стань и продуктивных 1, 2, 3 классов узнай, сохраняй (1 прод. класс), владей, худей (2 прод. кл.), зимуй, врачуй (3 прод. кл.). Причина утраты суффикса вновь историческая — переход безударного гласного в неслоговой звук (Ср. древное-рус. формы 2-3 лица повел. накл. — буди, знаи , ум±и и совр.: будь, знай , умей и т.д.).

Сейчас обратимся к словообразовательному нулевому суффиксу.

Например: слово тишь имеет словообразовательный нулевой суффикс, т.к.:

1) в отадъективных существительных (т.е. в сущ., образованных от прил.) словообразовательное значение опредмеченного признака выражается с помощью словообразовательных суффиксов, например: глухой - глухот а, слепой - слепот а, белый - белизн а и т.д.

2) имеет однокоренное тихий . О простоте Z слова тихий свидетельствует отсутствие противоречий между общим Z корня (признаковое Z) и общим частеречным Z — все прил. обозначают признак.

Кроме того, в некоторых случаях (как, напр., со словами типа безухий, безволосый, бледнолицый, седовласый ) необходимо учитывать всю словообразовательную модель и даже больше — всю словообразовательную систему в целом.

По происхождению: исконные и заимствованные.

Соотношение собственно русских и заимствованных морфем можно представить в виде схем:

К р +А з (пушкинист)

К з +А р (пролонгировать)

К р +А р (мама)

К з +А з (авангардизм)

Морфемы по своей функции в слове м.б. показательными (это новый термин).

Словообразовательные морфемы образуют новые слова, т.е. слова с новым лексическим значением:

учитель ¬ учи ть (лицо, которое обучает детей или взрослых)

тракторист ¬ трактор (лицо по профессии)

учиться ¬ учить (обучаться самостоятельно)

Глагольные приставки почти всегда образуют новое слово:

строить ® по строить (закончить) — не меняет лексическое значение

над строить (сверху)

пере строить (переделать) новые слова с новым ЛZ.

Морфемы служат для образования одного и того же слова. К ним относятся не только суффиксы и приставки, но, главным образом, окончания:

Сорфемы присоединяются к словообразующим и формообразующим основам, т.е. они всегда образованы от чего-либо или мотивированы чем-либо.Во всех этих формах сохраняется тождественность ЛZ, то есть ЛZ не изменяется.

читаjу ¬ читаj ут f 1 лица, ед.ч.

учитель ¬ учи ть

соли ть ¬ соль

обеда ть ¬ обед

То есть всегда есть мотивирующая основа.

Показательные морфемы имеют все исходные слова. Мы выделяем конечный аффикс как показатель ЧР, но мы не можем сказать, чем мотивировано это S. пе -ть (нельзя сказать, от чего образовано это слово, но только есть показатель глагольной формы — инфинитива).

И формы, и новые слова образуем от основ. Косвенных падежей у слова дом образованы от основы дом . Но само слово дом ни от чего не образовано. Но — показатель сущ.

Но это неправильно. Безусловно, нет, и не может быть однозначного решения о том, какая же это морфема (суффикс или окончание). В пользу окончания — эта морфема не участвует в словообразовании и формообразовании, т.е. ведет себя как любое другое окончание; в пользу суффикса — если неизмен. форма слова, то окончания быть не может. Т.е. это особая, синкретичная морфема . Но в любом случае это не формообразовательная, а формопоказательная морфема, поскольку учи ничем не мотивирована.

Морфема – это наименьшая значимая часть слова и грамматических форм слова.

Это минимальная значимая единица языка, характеризующая по сравнению со словом как общими для них (интегральными) так и различными (дифференциальными) признаками. Интегральными признаками морфемы и слова являются и материальность, значимость и воспроизводимость. К числу дифференциальных признаков морфемы относятся ее минимальность, повторяемость, структурная соотнесенность со словом, а не со словосочетанием или предложением.

Однако четкой границы между обоими типами признаков морфемы провести нельзя, поскольку ее интегральные признаки, внешне сходные с аналогичными признаками слова, качественно отличаясь от них, являются в то же время и дифференциальными.

Морфема - это минимальная значимая единица языка, у которой план выражения может отсутствовать при сохранении известной смысловой целостности.

Это наблюдается, например, у нулевых морфем (стол - стола, стрел – стрелы, рад – рада, высох - высохла и т.п.), представляющих собой значащее отсутствие звукового отрезка в определенной точке речевой цепи.

Для служебных морфем (аффиксов) характерны словообразовательное и грамматическое значение.

Так, например, суффикс - тель/- итель в именах существительных, мотивированных глаголами (победи-тель, спаси-тель) имеют словообразовательное значение «лица – производителя действия», а в глаголе победи-л суффикс –л– выражает грамматическое значение прошедшего времени.

Окончания являются носителями сразу нескольких грамматических значений: рода, числа, падежа у имен, лица, числа у глаголов. Носителем лексического значения является только корневая морфема.

Синкретические морфемы, совмещающие словообразовательное и грамматическое значения, в языке немногочисленны. Это, главным образом, глагольные приставки. Например, приставки в-/во-, до-, за- и др. в сочетании с глаголом идти, выражая, например, движения (внутрь, к предмету, за предметом и т.д.) в то же время изменяют вид глагола, переводя его из несовершенного вида в совершенный.

Два признака морфем – обобщенность и нелинейность (парадигматический характер) – однозначно являются интегральным. Парадигматический характер морфемы проявляется в ее способности входить в сопоставление с единицами, обладающими структурной общностью, но различающимися по смыслу, что подтверждает ее типовой, а следовательно, и обобщенный характер. Это можно показать на примере имен существительных с суффиксом – щик – чик, обозначающими лицо по профессии или занятию: гардероб-щик -, морожен-щик -, прицеп-щик-, обход-чик - , рез-чик - , разнос-чик-, лет-чик - – и т.д. Что касается слова, то оно изучается в морфемике с грамматической точки зрения. В этом плане наряду с его внутренним строением и членимостью на значимые части рассматриваются особенности его словоизменения и формообразования .

Кроме интегрально-дифференциальных у морфемы есть и собственно различительные признаки.

Наиболее важным из них являются признак ее минимальности, проявляющийся в невозможности дальнейшего членения морфемы на более мелкие части без нарушения ее смысловой целостности. В противном случае образуются незначимые единицы низшего уровня – фонемы.

К различительным признакам морфемы относится и ее структурная выделяемость в составе слова, поэтому морфема связана с единицами высшего, синтаксического уровня не прямо, а опосредованно, об этом свидетельствует невозможность выступать в качестве члена предложения и занимать в нем определенную синтаксическую позицию.

Что касается признака повторяемости морфемы, то это характерное для нее свойство (большинство морфем употребляются минимум в двух словах одного и того же словообразовательного ряда: учи-тель, писа-тель, ваяя-тель, оформи-тель и т.п.) относится не всеми лингвистами к числу ее обязательных дифференциальных признаков.

Таким образом, наиболее предполагаемым понятием морфемы является понятие, в которой говорится, что морфема – это минимально значимая единица языка, у которой план выражения может отсутствовать при сохранении известной смысловой целостности.

Морфема – единица двуплановая, обладающая и формой и содержанием. Этим она принципиально отличается от фонемы, не имеющей значения, а также от слога. Морфема – единица воспроизводимая, говорящий не создает морфем в речи, а берет их из хранящегося в памяти «инвентаря» языковых единиц, тогда как предложения относятся к числу единиц, создаваемых говорящим непосредственно в речевом общении.


1. Служебные и корневые морфемы.

2. Виды корневых морфем. Свободные и связанные морфемы. Аффиксоиды.

3. Виды служебных морфем. Вопрос о нулевых морфемах. Виды морфем по функции.

4. Регулярность и уникальность в морфемах. Уникальные аффиксы.

5. Вопрос об асемантических частях слова. Субморф.
1

Принципы классификации морфем, как и других единиц языка, строятся по разным основаниям. Центральным основанием для деления морфем следует признать классификацию их по значимости в слове, по той роли, которую они играют в структуре слова. Эта классификация предполагает деление морфем на корневые и служебные. Служебные морфемы иногда именуются аффиксальными (широкое понимание термина), что является попыткой связать морфемику и словообразование. Более приемлемо более узкое понимание аффиксальных морфем как особой разновидности служебных морфем – аффиксов, противопоставленных флексиям (окончаниям). Тогда получается, что служебные морфемы делятся на аффиксальные и флексийные. Это более логично, если мы все же хотим избежать дублетности и развести термины «морфема» и «аффикс».

Корневая морфема является носителем основного лексического значения слова – это определение нуждается в уточнении. Дело в том, что у некоторых слов (служебных) лексического значения нет или оно – особой природы. Кроме того , есть слова, где носителями основной идеи являются приставки (УХАЙДОКАТЬ, ПРИПЕРЕТЬСЯ), а корень вообще ничего не значит. Видимо, точнее будет сказать, что корень является исходной, базовой частью семантики слова вообще, минимально семантически обусловленной и обладающей максимумом самостоятельности (корень в чистом виде, конечно, не выступает в языке, но мы его значение можем определить и в отдельном виде). Второй признак корня – обязательность его присутствия в слове, в отличие от служебных морфем, которых может и не быть. Аналогия полная с грамматической основой предложения – главные и второстепенные члены.

КОРЕНЬ – это семантически исходная , центральная морфема слова, обязательная для каждой лексической единицы, обладающая минимумом зависимости и регулярно повторяющаяся во всех родственных словах и грамматических формах слова, способная употребляться вне сочетания с другими корнями и выражающая основное лексическое значение слова.

СЛУЖЕБНАЯ МОРФЕМА – морфема, не обязательная в составе слова (факультативная), неспособная употребляться в сочетании с другими словами и видоизменяющая, конкретизирующая значение корня, т.е. служащая для выражения разных грамматических или словообразовательных значений слов.
2

Виды корневых морфем также будут выделяться в зависимости от принципа их классификации. По принципу повторяемости и активности в словообразовательных процессах корни делятся на регулярные и уникальные (об этом – ниже). По принципу синтагматической соотнесенности корни делятся на свободные и связанные. По статусу в морфемной структуре слова \корни делятся на собственно корни и аффиксоиды.

Начнем со свободных и связанных корней. Явления подобного типа мы уже встречали в лексике, где речь шла о связанных значениях различного типа. В морфемике, оказывается , также сочетаемость корней с разными морфемами имеет разную степень свободы. Наряду со свободными корнями типа СТОЛ-, которые могут присоединять морфемы, но могут выступать и в чистом виде, в языке есть и связанные корни, которые обязательно выступают лишь в сочетании со словообразовательным аффиксом (префиксом или суффиксом). Как правило, это слова, находящиеся в отношениях взаимной мотивированности: АГИТАТОР-АГИТАЦИЯ, АССИСТЕНТ-АССИСТИРОВАТЬ, ФАШИСТ - ФАШИЗМ , РЕЦЕНЗЕНТ-РЕЦЕНЗИЯ. ОППОНЕНТ-ОППОНИРОВАТЬ, ИЗОЛЯЦИЯ-ИЗОЛЯТОР. Иногда связность поддерживается наличием антонимичных пар: РАЗУТЬ-ОБУТЬ, РАЗДЕТЬ-ОДЕТЬ,НАДЕТЬ, ПРИВЫКНУТЬ-ОТВЫКНУТЬ, ПРИСТУТСТВОВАТЬ-ОТСУТСТВОВАТЬ, СНЯТЬ-ПРИНЯТЬ-ОТНЯТЬ-ЗАНЯТЬ-РАЗНЯТЬ, СВЕРГНУТЬ-НИЗВЕРГНУТЬ-ОТВЕРГНУТЬ-ОПРОВЕРГНУТЬ-НИСПРОВЕРГНУТЬ, ВНИКНУТЬ-ПРОНИКНУТЬ-ВОЗНИКНУТЬ; синонимичных пар: ЗАПАСТИ-ПРИПАСТИ, ОБСЛЕДОВАТЬ-ИССЛЕДОВАТЬ, ОТЛОГИЙ-ПОЛОГИЙ. Очевидно , что если корень не употребляется только без окончания – к свободе/связности это не относится. Также нельзя считать связными корнями элементы, только напоминающие соответствующий аффикс, если слова находятся в отношениях однонаправленной мотивированности: БЕЛКА-БЕЛИЧИЙ, СКРИПКА-СКРИПАЧ, УЛИЦА-ПЕРЕУЛОК, ПАЛЕЦ-ДВУПАЛЫЙ, ТРАГЕДИЯ-ТРАГИК, БОЧКА-БОЧАР, ПИАНИНО-ПИАНИСТ. , поэтому квазисуффиксальный элемент должен просто считаться частью корня, которая усекается при словообразовании: БЕЛК//БЕЛ – обычное чередование фонемы с нулем звука (то же ЗЕМЛ-Я//ЗЕМ-Н-ОЙ). Ввиду того, что связанные корни не существуют абсолютивно, они не могут прямо номинировать явления действительности, и не являются полноценными корнями. Их предложили называть РАДИКСОИДАМИ (корнеподобными).

Следующая классификация говорит о том, что, наряду с чичтсыми корнями, в морфемике, как и в любой системе, могут существовать явления переходного типа: те, которые, будучи корнями по происхождению и встречающиеся в качестве корней в языке , «ведут себя» как морфемы, т.е. обладают регулярностью и образуют словообразовательную модель, а также имеют несамостоятельное, абстрактное значение, видоизменяющее только основное значение корня. Например, ПОЛ/ПОЛУ в разных словах теперь имеет формализованное значение и открытый ряд слов, образующихся по этой модели. Вместе с тем слово присутствует и как корень и в таковой роли осознается носителем языка; ср. МУЖСКОЙ/ЖЕНСКИЙ ПОЛ. Такие явления называются АФФИКСОИДЫ (аффиксоподобные), соответственно, ПРЕФИКСОИДЫ или СУФФИКСОИДЫ. Ярким показателем аффиксоподобности у них является утрата «бывшим» корнем прямого вещественного значения: ЯЗЫКОВЕД – не тот, кто ведает язык. Они синонимичны , как правило, обычным аффиксам: ГЕРМАНОВЕД-ГЕРМАНИСТ.

В причислении морфемы к аффиксоидам надо четко различать явления синхронии и диахронии. Так, элемент ЕЖЕ- в ЕЖЕГОДНЫЙ или -ДЦАТЬ в ДВАДЦАТЬ, хотя по происхождению является корневым, в современном языке в качестве корня не употребляется (значит, перед нами «чистые» приставки и суффиксы). Второй момент – связан с заимствованиями: если элемент в исходном языке был корнем, это не значит, что и в русском языке он этот статус сохранил. -ТЕКА, ГИДРО-, МИКРО-, -СКОП, -ФИЛ, -ЛОГ, -ГРАФ, -НЕО, -ДРОМ. Это также чистые приставки и суффиксы. Третий момент – нельзя считать аффиксоидом морфему, если она самостоятельно употребляется в языке только в качестве служебного слова – предлога и конверсива-наречия. Ведь в этом случае все приставки придется считать аффиксоидами, поскольку модель перехода приставки в предлоги и наоборот является универсалией для многих языков. Поэтому нельзя считать аффиксоидами МЕЖ(ДУ), СВЕРХ-, ПРОТИВО-. Поэтому строго аффиксоидами будут только следующие элементы:


Чем же их считать? Если из признака формальности – аффиксами, если из признака сохранения семантического отношения с аналогичным корнем – корнем в особой функции. Думается, что одни из них ближе к аффиксам – ПОЛУ-, ВСЕ-. А другие – к корням – МЕТ, АВТО, МНОГО, МАЛО. Можно и так, и так. Лучше все же – корень.
3

Служебные морфемы делятся по месту в морфемной структуре, по функции и по материальной выраженности.

По месту выделяют аффиксы: суффиксы, префиксы, постфиксы, которым противостоят флексии. Префикс – присоединяется ко всему слову,поэтому не менят его частеречной принадлежности (поэтому в случае типа ПРОСИНЬ – у нас не префиксация ,а что-то другое). Суффикс, напротив, присоединяется к основе, он меняет если не часть речи, то систему словоизменения: это дает основания не говорить, что в случае –НОЧЬ-НОЧКА у нас не суффиксальный, а суффиксально-флексийный способ словобразования. Постфикс – после окончания: он механически приклеивается к основе – агглютинация. Постфиксы: -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ, СЯ, КА, ТЕ (в ИДЕМ-ТЕ). Флексия – редко участвует в словообразовании и всегда выступает как комплекс элементов – парадигматическая единица морфемики. Иногда трудно определить статус того или иного аффикса. ТЕ- то суффикс, то постфикс (здесь понятно). ТЬ в глаголе – лучше считать суффиксом, как и И в ед.ч.II л.повел.наклонения. Морфемы, модифицирующие лишь стилистическую окраску слова, мы назовем стилистическими: ПРЕ - в ПРЕПОРУЧИТЬ , ПРЕПРОВОДИТЬ, НАИ- в НАИКРАТЧАЙШИЙ, СЬ во ВЧЕРАСЬ, ЛИСИЦА, ЖИЛЕТКА, ЕЛКА, ИГОЛКА.

По функции аффиксы делятся на словообразовательные и грамматические. Словобразовательные аффиксы модифицируют лексическое значение корня, добавляя к нему сему (КРАСНОВАТЫЙ – ‘не слишком красный’). Именно они рассматриваются в словообразовании. Грамматические аффиксы либо образуют новую грамматическую форму слова – тогда они называются формообразующими аффиксами, либо изменяют форму слова, не образуя ничего нового – это словоизменительные морфемы=флексии. Они называются еще синтаксическими, поскольку, в отличие от формообразующих аффиксов , влияют на отношения слов в предложении. Эта разновидность служебных морфем вообще не участвует в словообразовании, она рассматривается в морфологии. Формообразующие аффиксы русского языка: суффиксы вида глагола ЫВА, А, И, префиксы вида глагола С, У, ПРИ, постфикс только в залоговой функции СЯ, суффиксы сравнительной и превосходной степени наречий и прилагательных АЙШ, ЕЙШ, ЕЕ, ЕЙ, Е, суффиксы образования причастий и деепричастий , суффиксы ТЬ инфинитива и суффиксы/постфиксы повелительного наклонения ТЕ и И. Иногда морфема выполняет одновременно две функции: словообразовательную и формообразующую ЗА-ДУМАТЬ (начать думать+вид совершенный); словообразовательную и словоизменительную ЗОЛОТОЙ от ЗОЛОТО (и словообразование и словоизменение). Такие морфемы называются синкретичными.

По материальной выраженности морфемы делятся на нулевые и материально выраженные. Обычно в науке говорят о нулевых окончаниях, которые в системе форм проявляются в роли выразителей грамматических значений СТОЛ, так как СТОЛ-А. Понятно, что у неизменяемых слов нулевых окончаний быть не может (нет их у инфинитивово, наречий, деепричастий, повелительных наклонения глагола, сравнительной степени наречия и прилагательного, служебных слов). Нулевые окончания проявляются у и.п.ед.ч.м.р.II и III скл. сущ., кратких прил., причастий, в род.п.мн.ч. типа ЗАДАЧ, в притяжательных прилагательных м.р. типа БЕЛИЧИЙ, ПАПИН, в глаголах м.р.,ед.ч. псослаг.накл и прош.времени: ПИСАЛ. Иногда – они внутри структуры слова (расписал ся). Некоторые ученые не принимают нулевых окончаний: В.Н. Немченко считает, что важнейшим показателем морфемы как знака является материальная выраженность – тогда нулевого окончания быть не может, а данное значение выражает чистая основа без окончания.

Еще более спорным является выделение нулевого формообразующего суффикса – НЕС, ВСТАНЬ, БЕРЕЧЬ. И уж совсем сомнительно выделение словообразовательной нулевой морфемы, которая восстанавливается из соотносительных рядов пар , эту морфему имеющих: СУПРУГ–СУПРУГА как ГЕНЕРАЛ–ГЕНЕРАЛЬША, СИНЬ–СИНИЙ, как СИНЕВА – СИНИЙ, БЕГ–БЕГАТЬ как ХОДЬБА–ХОДИТЬ. Но здесь ничто не мешает признать в качестве носителя словообразовательного значения саму систему флексий, не вводя мистический значимый нуль.


4

Как корневые, так и служебные морфемы делятся на регулярные и уникальные с точки зрения повторяемости их в разных словах и активности участия в словообразовательных моделях современного языка. Иногда этот признак разводится с признаком продуктивности/непродуктивности. Регулярность тогда есть синхроническая регулярная встречаемость аффикса в словах, а продуктивность – диахроническая характеристика его реального участия в образовании новых слов. Так регулярно встречающиеся аффиксы СТВИЕ, ИЗН, НИЗ- будут непродуктивны. Мы оставим только регулярность/нерегулярность, так как нас интересует прежде всего синхрония.

В языке есть непроизводные и квазипроизводные слова, которые встречаются только в одном экземпляре. Их корни мы назовем уникальными корнями или унирадиксоидами: БУЖЕНИНА, ГОВЯДИНА, МАЛИНА, СМОРОДИНА, ХАКИ, БЕЖ и т.д. Также встречаются и уникальные аффиксы (унификсы).

Уникальные префиксы : СУ – СУМРАК, РА- РАДУГА , БА-ХВАЛИТЬСЯ

Уникальные суффиксы: ОВЬ – ЛЮБОВЬ, СВЕКРОВЬ, ТАШ – ПАТРОНТАШ, АРНИК – КУСТАРНИК, ТУХ – ПАСТУХ, ИЧОК – НОВИЧОК,ЮТК – МАЛЮТКА, ЕЛ – КОЗЕЛ.ДУБ-РАВ-.Уникальные окончания: ТО в КТО, ЧТО, М – в ДАМ, ЕМ, СОЗДАМ. Иногда, чтобы разграничить редкие и единичные явления, употребляют два термина: нерегулярные // уникальные.
5

Морфемная структура слова – явление сложное. В частности, при морфемном анализе слова нередко выделяются элементы в «остатке», которые, тем не менее, не удовлетворяют основным требованиям морфемы – наличие значения. Они получили название асемантических частей слова. В разряд асемантических частей , впрочем, попадают разные по типу и статусу явления.

1) Соединительные гласные (интерфиксы). Иногда говорят, что у них все же есть значение – функция словообразования – отсюда и термин интерфикс. Но соединение сложных слов может осуществляться и без этих элементов (часто это фонетические или морфонологические причины.

2) Собственно интерфиксами называют незначащие наращения на суффикс или корень, вызванные морфонологическими или этимологическими причинами. Ср. ЯЛТИНСКИЙ, ОРЛОВСКИЙ – и КОВРОВСКИЙ. Термин интерфикс также неудачен и здесь, потому что намекает на наличие значения, становясь в один ряд с СУФФИКСОМ, ПРЕФИКСОМ. Лучше – НАРАЩЕНИЕ или АСЕМАНТИЧЕСКАЯ ПРОКЛАДКА. Они отличаются регулярностью и имеют модель. Как правило их включают в состав суфыфиксов или рассматривают вне морфем вообще, что теоретически менее предпочтительней, т.к. слово должно делиться на значащие части без остатка.

3) В отличие от них , есть нерегулярные элементы, которые только похожи на аналогичные суффиксы, на самом же деле являются частью корня (в этом их отличие от интерфиксов). СКРИПКА – СКРИПАЧ, ЖИЛЕЦ – ЖИТЬ, ПЕВЕЦ – ПЕТЬ, ПАЛЕЦ –ПАЛЫЙ. СЯ - в КАЗАТЬСЯ. Эти элементы мы назовем субморфы , поскольку они все же ассоциируются с реальными морфами в других словах (ПАЛЕЦ – как МАЛЕЦ, БЕЛКА – как СТРЕЛКА). Причем субморфы должны выделяться только в производных словах, поэтому не совсем точно некоторые ученые говорят о субморфах в случае БУЖЕНИНА, ГОВЯДИНА (несмотря на внешнее сходств с аналогичными суффиксами, этим субморфам «не к чему» присоединиться, так как элементов БУЖЕН- ,в языке нет).

4) Статус тематических гласных. От индоевропейского языка наш глагол унаследовал финальный гласный основы, называемый тематическим. Если он не несет семантики (ДЕЛАТЬ, ЧИТАТЬ, ЛЮБИТЬ) – в корень (субморф); если он играет формообразующую роль: вид (ВКЛЮЧИТЬ/ВКЛЮЧАТЬ), глаголы движения (НЕСТИ/НОСИТЬ) - формообразующий суффикс; может он быть и словообразовательным суффиксом в производных словах (БЕЛЕТЬ/БЕЛИТЬ, ЧИСТИТЬ).

Типы морфем по функции

Морфемы по своей функции в слове м.б. S/Оыми, f/Оыми и fпоказательными (это новый термин).

Словообразовательные морфемы образуют новые слова, т.е. слова с новым лексическим значением:

учитель учи ть (лицо, которое обучает детей или взрослых)

тракторист трактор (лицо по профессии)

учиться учить (обучаться самостоятельно)

Глагольные приставки почти всегда образуют новое слово:

строить ® по строить (закончить) - не меняет лексическое значение

над строить (сверху)

пере строить (переделать) новые слова с новым ЛZ.

f/О морфемы служат для образования ff одного и того же слова. К ним относятся не только f/О суффиксы и приставки, но, главным образом, окончания:

Во всех этих формах сохраняется тождественность ЛZ, то есть ЛZ не изменяется.

S/О и f/О сорфемы присоединяются к словообразующим и формообразующим основам, т.е. они всегда образованы от чего-либо или мотивированы чем-либо.

читаjу читаj ут f 1 лица, ед.ч.

учитель учи ть

соли ть соль

обеда ть обед

То есть всегда есть мотивирующая основа.

f/показательные морфемы имеют все исходные слова. Мы выделяем конечный аффикс как показатель ЧР, но мы не можем сказать, чем мотивировано это S. пе -ть (нельзя сказать, от чего образовано это слово, но только есть показатель глагольной формы - инфинитива).

И формы, и новые слова образуем от основ. ff косвенных падежей у слова дом образованы от основы дом . Но само слово дом ни от чего не образовано. Но Ø - показатель сущ.

В школьных учебниках неразбериха:

учи ть

и - f/О ть - f/О суффикс

Но это неправильно. Безусловно, нет, и не может быть однозначного решения о том, какая же это морфема (суффикс или окончание). В пользу окончания - эта морфема не участвует в словообразовании и формообразовании, т.е. ведет себя как любое другое окончание; в пользу суффикса - если неизмен. форма слова, то окончания быть не может. Т.е. это особая, синкретичная морфема . Но в любом случае это не формообразовательная, а формопоказательная морфема, поскольку учи ничем не мотивирована.

Поделиться